Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Всякая вещь есть прежде всего ее имя

Центральным моментом в неприятии,  людьми, называющих себя христианами, учения об Имени Божием как о самом Боге, является следствие из него, что вообще всякий предмет, а не только Бог, есть его имя. Для большинства, после этих слов, ничего более не требуется для убеждения, что имяславие, во – первых, это ложь; во – вторых, самая настоящая ересь. И сколько не приводи после этого ссылок на св. отцов, богослужебные тексты, на Евангелие – все бесполезно!

В чем же тут дело? В том, что всякая вещь для этих людей есть только то, что воспринимается органами чувств, и никак не более того. Но ведь это не так, поскольку Бог есть Существо невещественное и бестелесное. Бестелесны для нас и ангелы, поскольку нашими органами чувств они не воспринимаются, хотя сами по себе ангелы телесны, ибо в сравнении с Богом все вещественно. Бестелесны и невещественны будут сами по себе и числа, хотя созерцаются в вещественном и телесном. Таким образом, вещи никак нельзя сводить только к тем из них, что воспринимаются нашими органами чувств.

Но обратимся к вещам, которые воспринимаются чувственно. Неужели, кроме  вещественности, в них ничего нет? Этого сказать невозможно. Вот, например, статуя из бронзы. Неужели же она сводится только к бронзе? Разумеется, что нет. Статуя ведь кого – то изображает, того кто может быть изображен или в камне, или в виде картины. Само – то изображение, оно ведь невещественно!

Можно обратиться к более обыденным предметам, таким как стол, например. Из чего он состоит? Из столешницы, ножек и крепежных элементов. Столешница это стол? Нет. Ножки стола это стол? Нет. Крепежные элементы, которые подойдут и для табуретки, они стол? Нет. Где стол, когда ни в одной из его частей его нет? Но стол, между тем, есть на самом деле. Что же стол делает столом? Смысл, который заложил производитель в его части, как части целого – данного конкретного стола.

Но чтобы пользоваться столом как столом, должен быть тот, кто понимает смысл назначения стола, а иначе как он может быть собран тем, кто ничего о столах не знает?
Можно привести более убедительный пример. Если перед вами автомобильный двигатель, разобранный до последней отдельной детали, то как вы соберете его, даже если вам скажут что это такое, не зная ни назначения отдельных деталей, ни общего принципа по которому он создан, ни его сборочной схемы? И чем тогда окажется этот двигатель, если не грудой бесполезного железа?

Как после этих примеров говорить, что вещь это только то, что сводится к ее телесному восприятию, игнорируя при этом смысл, присутствующий в вещи? Не будет смысла в вещи, не будет и самой вещи. Не будет понимающего смысла вещи, вещь останется бесполезной. А если мы желаем игнорировать наличие смысла в вещах, то тогда мы должны сказать, что мы ничем не лучше бессловесной твари,  для которой вещь существует только в той мере, в которой она может быть использована для удовлетворения ее жизненных потребностей? Не все ли равно коту, где спать? На диване ли, или на ящике с динамитом, когда последний ему больше понравится?

Итак, если мы не желаем уравнять себя с бессловесными, тогда мы должны признать, что вещь это не только то, что воспринимается чувствами, но и воспринимается еще и умом, который свое восприятие выражает, между прочим, в словах, между прочим,  в именах. Разница между столом и стулом тогда не сведется к разнице между буквами «о» и «у», а к смыслу, который несут звуки. Но тогда, таким образом, стол или стул есть еще и их имена. И даже они не просто есть и их имена, наряду с их частями, а в первую очередь есть их имена. Да, вещь в первую очередь есть ее имя, а потом уже то, во что это имя воплощено. Или кто – то возьмется утверждать, что возможно построить стол без того, кто понимает, что это такое стол?  Ну, если так, то нет ничего удивительного в том, что всякий предмет есть его имя, и прежде всего имя.
Tags: имяславие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments