Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Страдание есть, виновных нет

Достоевский, как апостол антихриста ( Пост 11)

Страдание есть, виновных нет 1.10

«Иван помолчал с минуту, лицо его стало вдруг очень грустно.
 — Слушай меня: я взял одних деток для того, чтобы вышло очевиднее. Об остальных слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра, я уж ни слова не говорю, я тему мою нарочно сузил. Я клоп и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего всё так устроено. Люди сами, значит, виноваты: им дан был рай, они захотели свободы и похитили огонь с небеси, сами зная, что станут несчастны, значит, нечего их жалеть. О, по моему, по жалкому, земному эвклидовскому уму моему, я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет, что всё одно из другого выходит прямо и просто, что всё течет и уравновешивается, но ведь это лишь эвклидовская дичь, ведь я знаю же это, ведь жить по ней я не могу же согласиться! Что мне в том, что виновных нет и что я это знаю, мне надо возмездие, иначе ведь я истреблю себя. И возмездие не в бесконечности где-нибудь и когда-нибудь, а здесь, уже на земле, и чтоб я его сам увидал. Я веровал, я хочу сам и видеть, а если к тому часу буду уже мертв, то пусть воскресят меня, ибо если всё без меня произойдет, то будет слишком обидно. Не для того же я страдал, чтобы собой, злодействами и страданиями моими унавозить кому-то будущую гармонию. Я хочу видеть своими глазами, как лань ляжет подле льва и как зарезанный встанет и обнимется с убившим его. Я хочу быть тут, когда все вдруг узнают, для чего всё так было. На этом желании зиждутся все религии на земле, а я верую. Но вот, однако же, детки, и что я с ними стану тогда делать? Это вопрос, который я не могу решить. В сотый раз повторяю — вопросов множество, но я взял одних деток, потому что тут неотразимо ясно то, что мне надо сказать. Слушай: если все должны страдать, чтобы страданием купить вечную гармонию, то при чем тут дети, скажи мне, пожалуйста? Совсем непонятно, для чего должны были страдать и они, и зачем им покупать страданиями гармонию? Для чего они-то тоже попали в материал и унавозили собою для кого-то будущую гармонию? Солидарность в грехе между людьми я понимаю, понимаю солидарность и в возмездии, но не с детками же солидарность в грехе, и если правда в самом деле в том, что и они солидарны с отцами их во всех злодействах отцов, то уж, конечно, правда эта не от мира сего и мне непонятна».

Комментарий

В данном месте Иван уже прямо формулирует собственный символ веры - Я знаю лишь то, что страдание есть, что виновных нет, что всё одно из другого выходит прямо и просто, что всё течет и уравновешивается. В самом деле, если дети до семи лет как бы иной природы, чем взрослые люди, и потому ни в чём не виноваты, а став взрослыми начинают грешить, и делаются виновными, то становится понятным, что грешить или не грешить не зависит от воли человека, и даже святые, чтобы казаться праведными, делают это с «надрывом лжи». Это учение можно сформулировать и иначе – грех порождает страдание, а страдание порождает грех, потому одно из другого вытекает, и виноватых нет.

Взволнованный своими высокими душевными муками по поводу происходящих в мире злодейств, как бы предъявляя претензии к Творцу, Иван восклицает – я веровал – что не может не вызывать удивления, поскольку для его веры безразлично, как он объявил в самом начале беседы, есть ли Бог на самом деле, или это только человеческая выдумка. Но, если так, тогда не актёрство ли всё это его мученичество по поводу «детских слезинок»?  Но вот, однако же, детки, и что я стану тогда делать – вопиет он – в связи с чем, так и хочется спросить – а почему ты вообще решил, что тебе с этим надо что-то делать?  Его почему-то не волнует даже и собственная участь, зато волнует то, что некая «будущая гармония» должна быть куплена страданиями невинных детей.

Откуда он взял эту «вечную гармонию», как примирение злодеев со святыми, братство чистых с нечистыми, верных с неверными, чему  христианство не учит? Сам Христос говорит о Царстве Небесном для праведников и вечных муках для грешников, для которых нет никакой «гармонии», а есть суд Божий. И страдания, которые терпят люди, Богом допущены для пользы самих же людей, а потому все, кто верят, что Бог благ, знают, что страдания идут во благо людям, даже если они не понимают вполне в чём это благо. Но Иван желает верить в того Бога, которого создал сам, тогда как мир на самом деле живёт по законам  Бога, Который есть на самом деле, в связи с чем все эти страдания Ивана заключаются в том, что в действительности е Бог не таков, каким хочется Ивану! Все это даже и смешно, а Иван выглядит вовсе не мудрецом, каким хочет быть, а глупцом, и потому ему ничего не остаётся как актёрствовать, изображая в себе действие неслыханной любви к детям - и если правда в самом деле в том, что и они солидарны с отцами их во всех злодействах отцов, то уж, конечно, правда эта не от мира сего и мне непонятна. И вновь хочется спросить – а детям, страдающим от жестокости взрослых, от твоего непонимания станет легче? Но тогда и вся эта его любовь не более, чем лукавство, и самый настоящий «надрыв лжи».

Что же касается полезности страданий для людей, о том пишет преп. Симеон Новый Богослов в 4-ой главе Слова 7 из упоминавшегося труда «Слова»:

«Итак, для всякого благочестивого неизбежны скорбь, теснота и лишения, и это не к ущербу, а к усилению и возвышению его благочестия. Пока не испытает кто искушений, не может понять и познать сокрытой в них сладости и силы для жизни по Богу. Когда же испытает их и познает сие, то не может не благодарить испытующего его Господа. И когда освободится От них, не за то одно благодарит Избавителя, что освободил, но и за то, что даровал испытать чрез них. Неиспытавший искушений бывает неискусен в жизни и к богоугождению не так рачителен. А испытавший их и освободившийся от них горит духом к Богу и всеусердно благодарит Его. Конечно, бывают усердные к Богу и благодарные и из тех, кои не испытывают искушений, но не с таким жаром, как те, кои испытывают их и избавляются от них. Посему крайне потребно и спасительно христианину подпадать искушениям, скорбям, теснотам и лишениям, да познает на себе многопомощную силу Божию и Бога да благодарит от всей души, от всего помышления и всею силою. Кто живет покойно и не имеет искушений, тот подвержен двум невыгодам: первая, что не так усердствует к Богу и не от всей души благодарит Его, а вторая, что ум его неизбежно вдается в суетные попечения и заботы. Может быть, и Адам не так бы легко прельстился, не послушал бы злого совета диаволова и не восхотел бы быть богом, если бы поусерднее благодарил Бога, когда был окружен величайшим оным упокоением и неизреченною радостию. Так-то сколько потребно для нас дышать воздухом, столько потребно благодарить Бога, в самых искушениях, скорбях и лишениях, каким подвергаемся, идя путем богоугождения. Будем же, братия мои, и мы благодарить Бога о всем и безропотно претерпевать всякое искушение и скорбь, во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава во веки. Аминь».


Христианство учит, что не совершившие грехов дети страдают не за «злодейства  отцов», а от того, что живут  во временном, отпавшем от Бога мире, в котором взрослые люди сознательно выбирают либо ложь, либо правду. За какие «злодейства отцов» были умучены по приказу римского императором Адриана, во втором веке, три девочки, три сестры – Вера, Надежда, Любовь? Они умучены были безумными язычниками, движимыми бесовской злобой, которая переполняла их сердца, за веру в Господа Иисуса Христа, и в этом  подвиге их укрепляла родная мать София. И что же? Неужели же страдания св. Софии при виде истязаний над её детьми менее значимы, чем страдания Ивана по поводу прочитанных и услышанных им историй? Если так, то отчего же он не умер от этих страданий, как св. София, умершая на могиле дочерей от радости за них?  Из жития мучениц Веры, Надежды и Любви и материи их св. Софии:

«И тотчас св. Любовь была усечена мечом.
Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.
Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.
О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.
Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.
Кондак, глас 1:

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую  благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася».


Если же страдание  порождено грехом, а грех порожден страданием, то как же в настоящем случае страдание породило святость? Таким образом, все лукавые выдумки Ивана не желающего принимать Бога и сотворенный мир такими, какими они есть, ничего не значат в сравнении со Священным Преданием Церкви, написанным жизнями людей, которые верили не так, как хочется Ивану.
Tags: Достоевский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments