Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Categories:

Раскаявшийся Ришар

Достоевский, как апостол антихриста (Пост 7)

Раскаявшийся Ришар1.6

«Есть у меня одна прелестная брошюрка, перевод с французского, о том, как в Женеве, очень недавно, всего лет пять тому, казнили одного злодея и убийцу, Ришара, двадцатитрехлетнего, кажется, малого, раскаявшегося и обратившегося к христианской вере пред самым эшафотом. Этот Ришар был чей-то незаконнорожденный, которого еще младенцем лет шести подарили родители каким-то горным швейцарским пастухам, и те его взрастили, чтоб употреблять в работу. Рос он у них как дикий зверенок, не научили его пастухи ничему, напротив, семи лет уже посылали пасти стадо, в мокреть и в холод, почти без одежды и почти не кормя его. И уж конечно, так делая, никто из них не задумывался и не раскаивался, напротив, считал себя в полном праве, ибо Ришар подарен им был как вещь, и они даже не находили необходимым кормить его. Сам Ришар свидетельствует, что в те годы он, как блудный сын в Евангелии, желал ужасно поесть хоть того месива, которое давали откармливаемым на продажу свиньям, но ему не давали даже и этого и били, когда он крал у свиней и так провел он всё детство свое и всю юность, до тех пор пока возрос и, укрепившись в силах, пошел сам воровать. Дикарь стал добывать деньги поденною работой в Женеве, добытое пропивал жил как изверг и кончил тем, что убил какого-то старика и ограбил. Его схватили, судили и присудили к смерти. Там ведь не сентиментальничают. И вот в тюрьме его немедленно окружают пасторы и члены разных Христовых братств, благотворительные дамы и проч. Научили они его в тюрьме читать и писать, стали толковать ему Евангелие, усовещевали, убеждали, напирали, пилили, давили, и вот он сам торжественно сознается наконец в своем преступлении. Он обратился, он написал сам суду, что он изверг и что наконец-таки он удостоился того, что и его озарил господь и послал ему благодать. Всё взволновалось в Женеве, вся благотворительная и благочестивая Женева. Всё, что было высшего и благовоспитанного, ринулось к нему в тюрьму; Ришара целуют, обнимают: «Ты брат наш, на тебя сошла благодать!» А сам Ришар только плачет в умилении: «Да, на меня сошла благодать! Прежде я всё детство и юность мою рад был корму свиней, а теперь сошла и на меня благодать, умираю во господе!» — «Да, да, Ришар, умри во господе, ты пролил кровь и должен умереть во господе. Пусть ты невиновен, что не знал совсем господа, когда завидовал корму свиней и когда тебя били за то, что ты крал у них корм (что ты делал очень нехорошо, ибо красть не позволено), — но ты пролил кровь и должен умереть». И вот наступает последний день. Расслабленный Ришар плачет и только и делает, что повторяет ежеминутно: «Это лучший из дней моих, я иду к господу!» — «Да, — кричат пасторы, судьи и благотворительные дамы, — это счастливейший день твой, ибо ты идешь к господу!» Всё это двигается к эшафоту вслед за позорною колесницей, в которой везут Ришара, в экипажах, пешком. Вот достигли эшафота: «Умри, брат наш, — кричат Ришару, — умри во господе, ибо и на тебя сошла благодать!» И вот покрытого поцелуями братьев брата Ришара втащили на эшафот, положили на гильотину и оттяпали-таки ему по-братски голову за то, что и на него сошла благодать».

Комментарий

Почему же Ришар невиновен? Да, имеются обстоятельства, смягчающие его вину, но как же он невиновен, когда убил человека, если не исходить, конечно, из того, что зло исходит из самой природы, а потому никаких тормозов чтобы не убить у Ришара не было? Святой Макарий Великий по этому поводу пишет:

« И по преступлении (Геронтий – Первородный грех) осталось ведение. (Осязательно это видно в делах слвести) Когда разбойника берут в суд и начинают судить, князь спрашивает его: когда делал ты зло, ужели не знал, что будешь пойман и предан смерти? И разбойник не осмелится сказать, что не знал: потому что сие было ему известно. И блудник не знает разве, что делает худо? И тать не знает разве, что грешит?  - Так люди и без Писания, по естественному смыслу, не знают разве, что есть Бог?  Невозможно будет им в оный день сказать: не знали мы, что есть Бог. Ибо в громах и молниях с неба вещается им: не знаете разве, что есть Бог, управляющий тварию?». ( «Добротолюбие» т.1 «Наставления Макария Великого», 48)

И если Ришар раскаявшись, действительно, идёт к Господу, признавая казнь справедливой, то разве недостоин он уважения? И разве это не свидетельство того, что грех не в природе, а в произволении людей?  И разве не по-христиански поступают те, кто выказывают свою любовь к нему? Но Иван возмущается тем, что Ришара всё же казнили, несмотря на то, что он принёс покаяние. Интересно тут то, что сам Ришар признаёт казнь справедливой, зато ей возмущается Иван! Очевидно, что и тут, по мнению Ивана, всё тот же «надрыв лжи», что он углядел у св. Иоанна Милостивого.

Однако же и здесь похоже на то, что всякий здравый смысл игнорируется ради иллюстрации идеи о том, что источником греха является сама человеческая природа, и именно поэтому Ришар ни в чём и невиновен, утверждает Иван, поскольку сделался таковым из-за скотского к нему отношения с самого момента рождения. Ну, а поскольку Ришар уже взрослый, то это указывает ещё и на то, что взрослые также ни в чём не виноваты – природа человеческая такова. И если воспитанием человека можно ещё обуздать, то когда им никто не занимается, природа проявляет себя такой, какая она есть.  Но если воспитание способно менять поведение человека, то это говорит о том, что дело не в природе, а в произволении. 
Tags: Достоевский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments