Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Categories:

Против Первородного греха

Достоевский, как апостол антихриста (Пост5)
Против Первородного греха1.4

«Мне надо было лишь поставить тебя на мою точку. Я хотел заговорить о страдании человечества вообще, но лучше уж остановимся на страданиях одних детей. Это уменьшит размеры моей аргументации раз в десять, но лучше уж про одних детей. Тем не выгоднее для меня, разумеется. Но, во-первых, деток можно любить даже и вблизи, даже и грязных, даже дурных лицом (мне, однако же, кажется, что детки никогда не бывают дурны лицом) Во-вторых, о больших я и потому еще говорить не буду, что, кроме того, что они отвратительны и любви не заслуживают, у них есть и возмездие: они съели яблоко и познали добро и зло и стали «яко бози». Продолжают и теперь есть его. Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виновны. Любишь ты деток, Алеша? Знаю, что любишь, и тебе будет понятно, для чего я про них одних хочу теперь говорить. Если они на земле тоже ужасно страдают, то уж, конечно, за отцов своих, наказаны за отцов своих, съевших яблоко, — но ведь это рассуждение из другого мира, сердцу же человеческому здесь на земле непонятное. Нельзя страдать неповинному за другого, да еще такому неповинному! Подивись на меня, Алеша, я тоже ужасно люблю деточек. И заметь себе, жестокие люди, страстные, плотоядные, карамазовцы, иногда очень любят детей. Дети, пока дети, до семи лет например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой. Я знал одного разбойника в остроге: ему случалось в свою карьеру, избивая целые семейства в домах, в которые забирался по ночам для грабежа, зарезать заодно несколько и детей. Но, сидя в остроге, он их до странности любил. Из окна острога он только и делал, что смотрел на играющих на тюремном дворе детей. Одного маленького мальчика он приучил приходить к нему под окно, и тот очень сдружился с ним… Ты не знаешь, для чего я это всё говорю, Алеша? У меня как-то голова болит, и мне грустно».


Комментарий

По тому прежнему рассуждению, согласно которому душевные муки, если они за идею, безразлично какую, возвышают страдальца такого рода над страдающим только телесно, хотя бы и за идею, но не страдающем душевно, Иван самый настоящий мученик, поскольку рассказывая о страдании детей, он страдает и телесно, от головной боли, и душевно, поскольку ему грустно. Он, конечно, знает учение о Первородным грехе, поскольку изучал его на уроках Закона Божьего, который являлся обязательным предметом, но, тем не менее, искажает его.  В самом деле, какие такие «отцы» съели яблоко, если известно, что это сделали прародители, Адам и Ева? В связи с этим св. Симеон Новый Богослов говорит следующее:

«Никто из нас никогда не согрешал и не может согрешить, как согрешил Адам, потому что никого не было и нет во всем ему равного, кто бы то есть был подобно ему безбеден, безпечален, свободен от всякой естественной нужды. Ибо посмотри, какое наказание положено Адаму и роду его за преступление заповеди в раю, - алчба, жажда, озябание во время зимы, озноение во время лета; отсюда потребность пищи, пития, одежды и крова, для чего труд, претружение и поты на всю жизнь. Далее же что последует? Нетерпеливость по причине всех показанных нужд и противление определению Божию. Ибо всякий человек, рождающийся в настоящую жизнь, не зная, что все такие временные наказания наложены на весь род человеческий за преступление праотца нашего Адама, не с благодарностию их принимает, а дерзко ропщет по причине их и, желая найти успокоение от нужд своих, лихоимствует, ищет стяжевать более потребного, похищает чужое, неправдствует. И вот это-то наши суть грехи, то есть что не сносим терпеливо временных Божиих наказаний и не благодарим за них, но, надымаясь будто враги, Богу, идем некоторым образом наперекор божественному оному определению, которое гласит: в поте лица твоего снеси хлеб твой; все силы напрягаем, чтоб найти упокоение, и не находим, потому что нет возможности ускользнуть нам от трудов и потов и этой подъяремности нужде, что бы мы ни делали. Потому счастлив тот, кто с благодарностию претерпевает эти временные наказания, исповедуя, что праведно осужден на них за прародительский грех. Ей почиет он от трудов своих. Ибо по причине этих наказаний всеблагий Бог даровал людям смерть, чтобы почивали от них на время переносящие их с благодарением, и потом были воскрешены и прославлены в день суда, чрез нового Адама, безгрешного Иисуса Христа и Бога, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим. 4, 25)». («Слова», Слово 10 гл. 2)

Разумеется, поскольку Ивану надо внушить Алёши мысль о том, что источником греха является сама человеческая природа, тогда и, действительно, надо доказывать, что никто из людей персонально ни в чём не виновен, а особенно дети. Только вот, согласно словам преп. Симеона, эти страдания не только не делают из Ивана мученика в христианском понимании, а, совсем наоборот, врага Божия, а потому если он и мученик, то мученик-богоборец. А то, что он всё опять переваливает на природу, видно из его слов о том, что «дети, до семи лет например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой». Если до семи лет, когда ребёнок ещё не сформировавшийся окончательно человек, он как бы другой природы и потому не виновен, а когда сформируется как человек, то делается сразу же виновен, то причина не способности людей любить ближних кроется в самой природе, из чего и следует, что человек греховен по природе. Конечно, никакого внимания Иван и ему подобные не обратят на слова бл. Августина, который в книге «Исповедь» пишет о греховности людей с первого дня их жизни, о чём читать страшновато:

«Услыши, Господи! Горе грехам людским. И человек говорит это, и Ты жалеешь его, ибо Ты создал его, но греха в нем не создал. Кто напомнит мне о грехе младенчества моего? Никто ведь не чист от греха перед Тобой, даже младенец, жизни которого на земле один день. Кто мне напомнит? Какой-нибудь малютка, в котором я увижу то, чего не помню в себе?
Итак, чем же грешил я тогда? Тем, что, плача, тянулся к груди? Если я поступлю так сейчас и, разинув рот, потянусь не то, что к груди, а к пище, подходящей моему возрасту, то меня по всей справедливости осмеют и выбранят. И тогда, следовательно, я заслуживал брани, но так как я не мог понять бранившего, то было и не принято и не разумно бранить меня. С возрастом мы искореняем и отбрасываем такие привычки. Я не видел сведущего человека, который, подчищая растение, выбрасывал бы хорошие ветви. Хорошо ли, однако, было даже для своего возраста с плачем добиваться даже того, что дано было бы ко вреду? жестоко негодовать на людей неподвластных, свободных и старших, в том числе и на родителей своих, стараться по мере сил избить людей разумных, не повинующихся по первому требованию потому, что они не слушались приказаний, послушаться которых было бы губительно? Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей. Я видел и наблюдал ревновавшего малютку: он еще не говорил, но бледный, с горечью смотрел на своего молочного брата. Кто не знает таких примеров? Матери и кормилицы говорят, что они искупают это, не знаю какими средствами. Может быть, и это невинность, при источнике молока, щедро изливающемся и преизбыточном, не выносить товарища, совершенно беспомощного, живущего одной только этой пищей? Все эти явления кротко терпят не потому, чтобы они были ничтожны или маловажны, а потому, что с годами это пройдет. И Ты подтверждаешь это тем, что то же самое нельзя видеть спокойно в возрасте более старшем».
Tags: Достоевский
Subscribe

  • Апостол антихриста

    Достоевский, как апостол антихриста ( Пост 25) Апостол антихриста. Заключение Учение о Христе и христианской вере, которое Иван Карамазов…

  • Диавол - человеколюбец

    Достоевский, как апостол антихриста ( Пост 24) Диавол-человеколюбец 2.10 В своём «Послесловие к комментарию «Легенды о Великом…

  • Недоделанные пробные существа

    Достоевский, как апостол антихриста ( Пост 23 ) Недоделанные пробные существа 2.9 «— Хотя бы и так! Наконец-то ты догадался. И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments