Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Тайный апостол и православный игумен

 В 1885 году в России была издана книга архидиакона англиканской церкви, т.е. еретика по определению, Фредерика Вильяма Фаррара ( 1831-1903 гг.)  «Жизнь Иисуса Христа», переведённая на русский язык А.П. Лопухиным (1852-1904 гг.), известным в России и поныне церковным писателем и переводчиком. В предисловии к этой книге, написанном в самых восторженных тонах, А.П. Лопухин говорит:

«Лишь только появилось в свете его первое крупное сочинение «Жизнь И. Христа», как оно успело уже облететь весь христианский мир и заговорило на многих европейских языках. Теперь со времени появления его в свет прошло десять лет, и этот десятилетний период ознаменовался выходом его тридцатого издания, явившегося в конце прошлого года. Но и эта, сама по себе весьма внушительная цифра, не определяет ещё всего успеха книги. Счёт ведётся только так называемым «библиотечным» изданиям, которые при своей дороговизне предназначаются главным образом для библиотек; а кроме того, без счёта делаются народные дешёвые издания, а также изящно миниатюрные и иллюстрированные, которые, помимо библиотек, расходятся в огромном количестве среди читающей публики всех классов и состояний. Затем сюда не входят ещё те издания, которые самостоятельно делаются в Америке и Австралии среди говорящих по английски народов, пользующихся плодами английской литературы. Общую цифру распространённости этой книги в настоящее время можно определять не менее как полумиллионом экземпляров. Можно смело сказать, что в настоящее время это самая распространённая учёно-богословская книга в мире, и ввиду её глубоко христианского характера – в соответствующей степени можно определять и её плодотворность для христианского сознания и жизни».

Однако же восторг Лопухина по поводу «глубоко христианского характера» богословской книги разделяли далеко не все, и среди них были два хорошо известных тогда всей России лица – причисленный в будущем к лику святых имяславец прот.  Иоанн Сергиев (1829-1909 гг.), и синодальный миссионер иеромонах игумен Арсений (Алексеев, 1845-1913 гг.), в будущем за исповедание Имя Божьего причисленный Синодом Российской Церкви к еретикам-имябожникам. Следует указать ещё, что иг. Арсений был в 1905 году одним из главных учредителей, вместе со св. Иоанном Кронштадтским, « Союза Русского Народа», созданным для поддержки православной царской власти и  противодействия революционным силам.

Один из организаторов современного, недолго просуществовавшего, «Союза Русского Народа» историк А.Д. Степанов в статье «Главный учредитель Союза Русского Народа», посвященной иг. Арсению, пишет следующее:

«Вскоре после создания 23 декабря 1905 года Государь Николай II принял депутацию Союза. В ее составе на Высочайшем приеме был и игумен Арсений. Сказав краткое приветственное слово, он поднес Императору икону Архистратига Михаила. Но самое главное, воспользовавшись случаем, он передал Государю свою брошюру "Выписи тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше".

Использовав все средства для вразумления фарраровцев, игумен Арсений решил прибегнуть к последнему, - он обратился к Царю. В переданной Государю брошюре он сообщал, что разослал эти выписи ересей всем архиереям и столичному духовенству. А в ответ - молчание. Более того, ему запретили собеседования в Михайловском манеже. "От чего невольно приходится думать о них: православные ли они и знают ли они свое православие, и веруют ли в Бога, и признают ли они загробную жизнь. По истине теряешь веру в их религиозность", - резко писал он. Игумен Арсений утверждал, что "столичные ученые пропитались западным учением, так что нет надежды к их исправлению"; что "все эти наши новомодные богословы превратились, по слову Спасителя, в ту обуявшую соль, которая подлежит извержению, как ни на что не пригодная". Не щадя самолюбия влиятельного столичного духовенства, он называл их "нечестивцами" и заявлял, что только "ради их грехов и изливает Бог свои фиалы на нашу Россию"…»


Таким образом, в отношении книги Фаррара «Жизнь Иисуса Христа», в среде называющих себя православными, существовали две взаимоисключающие точки зрения, о которых говориться здесь не будет, и из которых одну представлял тогдашний Святейший Синод, возглавляемый митр. Антонием (Вадковским, 1846-1912 гг.), а другую выражали иг. Арсений и св. Иоанн Кронштадтский. Противостояние явно было неравным, и если тогдашнего протоиерея Иоанна Сергиева Синод трогать не решился, то с иг. Арсением за обличение защитников фаррарова труда расправились безжалостно. По этому поводу А.Д. Степанов пишет:

«Таких резких оценок игумену Арсению простить не могли. Вскоре последовали репрессии Святейшего Синода. 23 января 1906 года, когда игумен Арсений, побывавший в Москве на открытии отдела Союза Русского Народа, ехал в Ярославль, Ростов и Иваново-Вознесенск, вышел указ Святейшего Синода об увольнении его от управления Воскресенским монастырем. А 1 февраля 1906 года был опубликован указ о ссылке игумена Арсения в Соловецкий монастырь. Поводом к столь строгому наказанию явилось келейное пострижение запасного квартирмейстера Артамона Голубева без разрешения епархиального архиерея и ранее положенного законом 30-летнего возраста. И хотя военное министерство не предъявляло уже претензий, митрополит Антоний (Вадковский), воспользовавшись предлогом, решил сурово наказать неугомонного игумена.

Сам о. Арсений считал, что его "современные крамольники оклеветали перед властями. Состоялся заочный суд, который приговорил: лишить меня настоятельства в устроенной мною Воскресенской обители и сослать на Соловецкий остров, как преступника. <...>Не принято во внимание мое свыше пятидесятилетнее беспорочное и плодотворное служение на должности Всероссийского миссионера, ревностного защитника Царского Самодержавия; не возбудила сострадания и жестокая болезнь моя - ревматизм в ногах. Я сослан был неизвестно за что". Выехать из Петербурга о. Арсению было предписано до 17 апреля 1906 года. Он просил Св. Синод оставить его на покое в числе братии основанного им Воскресенского монастыря, но Синод его ходатайство не удовлетворил».


В связи со сказанным выше, интересно будет подробнее узнать о личности англиканского архидиакона Ф.В. Фаррара, который, согласно учению православной Церкви, являлся еретиком, и за критику труда которого пострадал православный иеромонах игумен Арсений, которому даже и прямое обращение к Императору не помогло!

По информации о Фарраре, которая имеется в интернете,  можно узнать, что он обучался в Кембридже, был членом тайного общества под названием «Кембриджские апостолы»,   несколько лет пребывал мастером в элитной частной школе для мальчиков Харроу, существующей и сегодня,  почитал Чарльза Дарвина, и даже нёс его гроб на похоронах. Исходя из этих, данных никак нельзя предположить, что Фаррар может принести кому-то из православных христиан духовную пользу, ибо никакого отношения к тому, что у православных именуется духовной жизнью, как видно из его биографии, он не имел. Но, тем не менее, Синод Российской Церкви, судя по всему, вполне разделял мнение А.П. Лопухина о богословском значении книги Фаррара, и за её критику приговорил игумена Арсения к ссылке на Соловки.

Что касается членства Фаррара в тайном обществе «Кембриджские апостолы», то, возможно, к этому серьёзно относится и не стоит, хотя вполне возможно и другое. Следует вспомнить, что знаменитая «Кембриджская пятёрка» разведчиков, снабжавшая руководство СССР важнейшей информацией в годы Второй Мировой Войны, состояла именно из членов общества «Кембриджские апостолы», являющихся идейными коммунистами, отказавшимися даже от оплаты их услуг правительством СССР. Таким образом, нельзя исключать, что и Фаррар не просто написал эту книгу, а что она являлась  сознательной духовной диверсией «апостолов» против Российской Империи, духовной опорой которой являлось Православие. По крайней мере, фактически, она эту роль выполнила и желающих защищать Православную веру, после расправы над иг. Арсением, больше не нашлось. Что же касается св. Иоанна Кронштадтского, то он к этому времени был уже стар и болен, и активной общественной деятельностью заниматься  не мог.

В связи со всей этой историей из биографии Вадковского можно выделить такой интересный момент:

« 5–22 июня 1897 года архиепископ Антоний был первым русским иерархом, посетившим Англию, где представлял Святейший Синод на торжествах по случаю празднования 60-летнего юбилея (Бриллиантового Юбилея) Королевы Виктории, имея при том и более широкое поручение интенсифицировать сношения с Церковью Англии; миссия была успешно им выполнена: владыка вернулся на родину обладателем почетных степеней доктора богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов».

Остаётся ещё только вспомнить, что Англия и в то время, и ныне являлась и является центром мирового масонства, и именно там находится старейшая  масонская организация «Объединённая великая ложа Англии», и члены королевской семьи традиционно входят в состав руководства этой ложи.
Tags: Несторианство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments