Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Иллюзионист Шахбазян и имяборческая магия (14)

Глава 13. Имяборчество и Каббала

Связь между имяборчеством и Каббалой, хотя и опосредованная, но имеется, и заключается она в совпадении кантовского взгляда на внешний мир, и взгляда на него глазами каббалистов. Для примера рассмотрим труд  Михаэля Лайтмана «Каббала. Высший мир. Начало пути». 2.4 «Все миры находятся внутри человека»:

«Нет миров вне человека. Миры – это внутренние ступени, по которым он поднимается или спускается в ощущении самого себя и окружающей среды. По мере исправления ступени и миры исчезают».

Теперь сравним эти слова с тем, что было сказано главным  имяборцем митр. Антонием (Храповицким) в том фрагмента его труда, который приводился уже ранее:

«Все, что есть въ нашемъ познаніи помимо данныхъ одного ощущенія, составляющаго матерію познанія, т. е., все, что относится къ формѣ, оказывается объективированіемъ самосознающаго, въ себѣ и для себя сущаго субъекта, творчески волящаго. Потому-то въ мірѣ все представляется разумнымъ, что онъ, какъ міръ явленій, согласно Канту, — есть собственно наша разумная природа, воспринявшая въ себя сырой матеріалъ ощущеній пяти чувствъ [9]».

Очевидно, что в обоих текстах одна и та же мысль – вся окружающая человека действительность создаётся им самим же, и независимо от человеческого субъекта не существует. В сущности ту же Каббалу проповедовал и архиеп. Никон:

«Обычно имя указует нам какие-либо свойства предмета, приближаемого к нашему мышлению, но повторяю: реально – ни духовно, ни материально имя само по себе не
существует».

Удивительно читать эти слова архиепископа, особенно знать, что он писал об именах ранее, в своей статье от 1911 года, «Можно ли иудеям дозволять носить христианские имена?» :

«Газеты сообщают, что при С. Синоде образована еще одна комиссия для обсуждения вопроса о том: могут ли иудеи носить христианские имена? Давно назрел этот вопрос, и пора решить его раз навсегда и окончательно. Имя есть первая собственность, собственность неотъемлемая, которую человек получает здесь на земле и которую уносит с собою в загробный мир. Творец всемогущий, сотворив свет, нарек его днем, тьму – ночью, все звезды называет Он именами их... Имя есть символ власти над тем, кому оно дается. На всем пространстве Ветхого Завета, от первозданного Адама и Евы до праведных родителей Предтечи Господня, право давать имена принадлежало родителям. На имя смотрели как на нечто священное, с уважением. Имя не есть №, под которым разумеется тот или другой экземпляр, та или другая особь: имя может принадлежать только человеку, как разумнонравственному существу. Этот взгляд на значение имени можно усматривать еще в Ветхом Завете; в Новом Завете у христиан, особенно в Православной Церкви, оно получило еще большее значение. Вошло в священный обычай при крещении давать младенцам и взрослым имена святых, Богом прославленных. Угодник Божий, имя коего я ношу, есть мой небесный восприемник или от купели крещения, или от св. Евангелия при моем монашеском пострижении. Это – мой благодатный покровитель, мой заступник и молитвенник пред Богом, мой наставник в моем земном странствовании, мой второй ангел-хранитель. Вот почему для нас, православных христиан, особенно дороги те имена, которые мы носим. Это – священные символы нашего духовного родства с небесною Церковью, нашего постоянного с нею общения. Пусть иудеи носят имена ветхозаветных праведников: к сожалению, мы едва ли вправе запретить им это, хотя очень бы желали, – ввиду того, что и многие из нас носят сии имена, – чтобы иудеи и произносили эти имена не по-нашему, а по-своему – чтобы Моисеи именовались Мойшами, Израили – Срулями; но допускать, чтоб они носили имена святых Божиих, во Христе прославленных, было бы кощунством и святотатством с точки зрения Церкви Православной».

Итак, в одном случае имена это «священные символы нашего духовного родства с небесною Церковью», с чем невозможно не согласиться,  а в другом, имена реально даже и не существуют! Удивительно. В чём же здесь секрет? В том, думаю, что архиеп. Никон был церковным карьеристом, и говорил только то, за что рассчитывал получить выгоду, а потому и если в чём-то и колебался, то только вместе с генеральной линией С. Синода, который, получается, в 1913 году сам себя и анафематствовал!
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments