Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Иллюзионист Шахбазян и имяборческая магия (10)

Глава 9. Шахбазян хуже «калабрийского зверя»

Создав иллюзию совмещения вещей несовместимых, учений свт. Григория Паламы и протестантского философа Канта, почитания икон и иконоборчества,  уподобившись тем самым гипнотизёру, Ш. начал рассуждать о безосновательности попыток имяславцев обосновать почитание имени Божьего на догматах, утвержденных на Соборах, которые часто именуют ещё  Паламитскими Соборами.

Паламитскими, называются Поместные Константинопольские Соборы, собиравшиеся в 1341, 1347, 1351 гг., на которых утверждалось учение свт. Григория Паламы о различении в Существе Божием сущности и энергии.

Создав видимость разговора по существу, для чего обильно процитировал труды о. Павла Флоренского и философа - имяславца А.Ф. Лосева, и оставшись верным своей методе ничего не говорить по сути, Ш., делая вид, что подводит итоги разбора процитированных им трудов, пишет:

«Хотим подчеркнуть, что нашей задачей не является выяснение истинности учения «имяславцев». Нас интересует его православность (для нас, в нашем сердце, истинность есть синоним православности; но мы знаем, что существуют и иные точки зрения, спор с которыми здесь, конечно, не уместен). И вот соответствия православному учению Собора 1351 года мы вправе ожидать от сторонников «имяславия», считающих себя православными и опирающимися на решение этого Собора. Но мы обнаруживаем, что Собор ничего не говорит о возможности созерцания имени и о являемости Бога энергией Божией как именем».

Сам же признавшись в том, что истинность, т.е. разговор по существу его совсем не интересует, заявляет о том, что для него важна только православность,  которой в трудах имяславцев он ( куда только смотрел?), не  обнаружил. Сказать проще, Ш. не признаёт правомерность имяславцев называть себя паламитами, поскольку нигде на упомянутых Соборах не сказано, что энергия Божия есть имя Божие, что действительно так, но при этом Ш. обходит вопрос о именуемости энергий, в котором вся соль имяславия.

Именуемы или нет энергии? Если они являются человеческому уму, а свт. Григорий Палама учил именно этому, и три Поместных Собора утвердили его учение, то, значит, они именуемы. А если они именуемы, то тогда есть и связь между именем Божьим и энергией, по которой Бог именуется. Если же отрицать такую связь, то это будет уже не паламизм, а самое настоящее кантианство, поскольку, если связи между именем и предметом нет, то имя только условный знак, ничего сам по себе не значащий, и связи внешнего мира и человеческого сознания нет, и человеческий субъект оказывается замкнут сам на себя, о чём хорошо и подробно написал В.Ф. Эрн.

Но для кантианского воззрения на действительность такой связи и не требуется, поскольку внешний мир создаётся самим субъектом, и вне субъекта его просто нет. И это никак не может быть совмещено с учением о Фаворском свете как о Божестве, пребывающим вне человеческого сознания и независимо от него.

Учение имяборцев о имени Божьем, и учение Церкви о Фаворском свете, ни то что не совместимы, они взаимоисключающи, но зато имяборчество похоже на анафемаствованный варлаамизм, хотя куда хуже его. Если у анафематствованного «калабрийского зверя» энергия Божия хотя и тварна, но творится всё же Богом, то у кантианцев и Сам Бог творится человеческим сознанием, и потому у Него нет никакой собственной энергии, Он только понятие, и не более того.

Ниже будет сказанное на Константинопольском Соборе 1351 года о познаваемости Бога по энергиям, а, значит, и о Его именуемости, по кн. А.Ф. Лосева «Очерки античного символизма» ч. 6 гл. 18 «Анафемы Константинопольского Собора 1351 г. против варлаамитов»:


«6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие массалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема и неучаствуема, участвуема же божественная благодать и энергия, – анафема, анафема, анафема».

Слова в квадратных скобках принадлежат А.Ф. Лосеву, что у некоторых имяборцев почему-то вызывает истерику с обвинением Лосева в искажении соборных текстов. «Участвуема», значит приобщима человеку, т.е. человек может участвовать в энергиях Божиих, приобщаться им, т.е. познавать и именовать их, ибо познание и значит именование. Еще одна цитата:

«13. Исповедающим, что Бог как по сущности несоздан и безначален, так, следовательно, и по энергии (причем безначальный берется явно не по времени) и что Бог совершенно неучаствуем и недомыслим по божественной сущности, участвуем же Он для достойных по божественной и боготворной энергии, как говорят церковные богословы, [сим отцам] – вечная память, вечная память, вечная память».

Когда имяславцы учат, что имя Божие есть Сам Бог, поскольку в звуках или буквах Своего имени Он присутствует Его энергий, то они как раз и говорят о том, что достойные участвуют в Его энергиях которые есть Он Сам.

Таким образом, Ш. в данном случае вполне уподобляется сектанту-начётнику, «обличающему» православных в отступлении от Священного Писания – где там заповедь о почитании Божией Матери, Сил Небесных и святых людей? Где там, про почитание икон и святых мощей?! Сектант потому и сектант, что не способен разуметь всю глубину слов Писания, а потому и не способный понимать смысл Писания в целом, ощущать его дух, что и заставляет его делать упор на букву, о которой апостол Павел сказал, что она убивает.
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments