Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Иллюзионист Шахбазян и имяборческая магия (7)

Глава 6. Отношение к свт. Григорию Паламе в Российской Церкви до революции

Об этом мало кто знает, но это факт – официально в Российской Поместной Церкви исихазм считался ересью, а потому под это обвинение попадал и свт. Григорий Палама, который являлся самым настоящим вождём исихастов. Как свидетельство будет приведён текст из следующего источника: Булгаков С. В. «Настольная книга для священно-церковнослужителей». Под заголовком даётся следующая информация: «Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественнаго духовенства. Издание третье, исправленное и дополненное. Киев. Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913». Таким образом, мы имеем дело не просто с личным мнением Булгакова С.В., а с вероучительном документом Российской Церкви, который появился как раз в тот год, в котором произошло осуждение имяславцев.

В оглавление данной книги, в разделе «Краткие сведения о существовавших расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч.» перечислено:

«Аароново согласие 1592. Абиссинцы 1592—1593. Аввакумовщина 1593 —1594. Авелиты 1594. Автортодокеты 1594. Агноэты 1594. Адамантовых секта 1594—1595. Адамиты 1595. Адвентисты 1595—1596. Адоициане 1596. Акефалиты 1596. Актиститы 1596. Акулиновщина 1596. Анабаптисты 1596. Аномеи 1596. Антиномисты 1596. Антитанты 1596. Антитринитарии 1596. Антропоморфиты 1596—1597. Анфинганы 1597. Аполлинария ересь 1597. Апостолики 1597. Анотактиты 1597. Арианство 1597. Аристовцы 1597—1598. Арминиане 1598. Армия спасения 1598 —1600. Армяне 1600—1601. Ассидеи 1601. Афиногеновщина 1601. Бабушкины 1601. Баптисты 1601—1602. Башкина ересь 1602. Беспоповцы 1602. Бессмертники 1602—1603. Беседники 1603. Богемские братья 1603—1604. Богомилы 1604—1605. Боносияне 1605. Братья и сестры свободного духа 1605. Брачники 1605. Беглопоповцы 1605. Белоризцы 1605. Бесоперевоплощенцы 1605. Валезиане 1605. Валентиниане 1606. Вальденсы 1606. Вардесанисты 1606. Варламиты 1606. Василидиане 1606—1607. Вейгелиане 1607. Водяники 1607, Воздыханцы 1607—1608. Воскресники 1608. Ветковцы 1608. Гайниты 1608. Гермогениане 1608. Гернгутеры 1608—1610. Геры 1610— 1611. Гностики 1611—1613. Годескалькионы 1613. Голубцы 1613. Гусситы 1613. Даниловщина 1613. Демониаки 1613. Десного братства секта 1613. Диссиденты 1613—1614. Диаконовщина 1614. Докеты 1614. Донатисты 1614. Дульсинисты 1614—1615. Духоборцы 1615—1618. Духовный союз Татариновой 1618. Душители 1618. Дырники 1618—1619. Дэбристы 1619. Евиониты 1619. Евхиты 1619—1620. Еноховцы 1620. Епифаниево согласие 1620. Ессеи 1620—1621. Жидовствующие 1621. Иконоборчество 1621. Ирвингиане 1621—1622. Исихасты 1622. Иаковиты 1622—1623. Иеговисты 1623. Иудаиты 1623. Иудействующие 1623. Каиниты 1623. Калиновцы 1623. Караимиты 1623. Кафары 1624. Квакеры 1624. Квиетисты 1624. Керинфиане 1624—1625. Копты 1625. Кугусорта 1625. Лубковцы 1625. Лужковцы 1625—1626. Лучинковцы 1626. Любушкино согласие 1626. Македонианство 1626. Малеванщина 1626—1628. Манихейство 1628—1629. Маркелла ересь 1629. Маркиониты 1629—1630. Марониты 1630. Марьяновская секта 1630. Мельхиседеки 1630—1631. Менадриане 1631. Меннониты 1631. Методисты 1631. Молокане 1631—1633. Монофизитство 1633. Монофелитство 1633. Монтанизм 1634. Монтаны 1634 —1635. Мормоны 1635—1636. Назареи 1636. Немоляки 1636—1637. Неплательщики 1637. Несторианство 1637. Николаиты 1637. Новациане 1637 —1638. Нововеры 1638. Новожены 1638. Новоменнониты 1638. Новоспасово согласие 1638. Новохлысты 1638—1639. Новый Израиль 1639—1640. Нетовцы 1640—1641. Общих секта 1641—1642. Онисимовщина 1642. Онуфриевщина 1642. Осиповщина 1642. Офиты 1642. Павликиане 1642 —1643. Панеты 1643. Паниашковцы 1643. Пасхальники 1643—1644. Пашковцы 1644—1645. Пелагианство 1645. Перевертанцы 1645. Перекрещенцы 1645. Перемазовщина 1645. Петрубосиане 1645—1646. Пиетизм 1646. Подгорновцы 1646—1647. Поморский толк 1647—1648. Иоповцы 1648—1650. Прискиллиане 1650. Противуокружники 1650. Прыгуны 1650—1652. Пресники 1652. Пустынники 1652. Редстокизм 1652. Рябиновцы 1652—1653. Саддукеи 1653. Самаряне 1653. Самокрещенцы 1653. Святодуховцы 1653. Серафимовцы 1653—1654. Симониане 1654. Сиро-халдеи 1654. Сионская весть 1655—1656. Скакуны 1656—1657. Скопцы 1657—1659. Социниане 1659. Спасово согласие 1659. Средники 1659. Старообрядчество 1659 —1660. Стефановщина 1660. Странники 1660—1662. Субботники 1662 —1663. Стригольники 1663. Суслово согласие 1663. Сциентисты 1663—1664. Сютаевцы 1664. Серые Голуби 1664. Титловщина 1664. Толстовцы 1664 —1665. Трибожники 1665. Тропарщики 1665. Телеши 1665. Ушковайзет 1665—1666. Фарисеи 1666. Филипповцы 1666—1667. Фотина ересь 1667. Фтартолатры 1667. Хехулиты 1667. Хилиазм 1667. Хлысты 1667—1671. Хлысты-киселевцы 1671—1674. Христовщина 1674. Часовенные 1674. Чернобольцы 1674. Читающие 1674. Шалопуты 1674—1675. Шведенборгиане 1675—1676. Штундизм 1676—1679. Штундомолокане 1679. Штундохлысты 1679. Шэкеры 1680. Язычествующие 1680. Янсенисты 1680. Федосеевщина 1680—1681. Ферапевты 1681. Фомиты 1681».

О исихастах написано на 1622 стр., между Ирвингианами и Иаковитами, следующее:

«Исихасты (т. е. спокойные). Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия (ἡσοχία) приверженцы этого учения и получили свое название. Они преимущественно жили на Афонской горе. На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые Григорием Паламой, впоследствии архиепископий Фессалоникийским, одержали верх в прении о существе этого света с Варлаамом, Калабрским монахом (см. 570 стр.). Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению».

Итак, свт. Григорий Палама, которого иллюзионист Ш. делает своим союзником по защите антипаламитского Послания, сам Синод, составивший это Послание,  признаёт защитником «вздорного мнения», о котором все скоро забыли… И это вполне логически корректно с тем, что Синод, фактически обвинивший святого исихаста Григория Паламу в ереси, объявил еретиками и его последователей из числа имяславцев!

Об антипаламитских настроениях в Российской церкви засвидетельствовано в книге, на обложке которой содержится следующая информация: ««Святый Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник Православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих». Сочинение ректора Киевско-Подольского Духовно -Уездного училища, магистра игумена Модеста». Киев, в типографии Антона Гаммершмида. 1860».  О самом авторе имеются следующие сведения: «Модест (Стрельбицкий) (1823 - 1902), архиепископ Волынский и Житомирский. В миру Стрельбицкий Даниил Константинович, родился 17 декабря 1823года в семье священника села Зиновиц Литинского уезда Каменец-Подольской епархии».

Таким образом, мы имеем дело с церковным свидетельством, доверять которому можно полностью, и в котором написано следующее:

«Святый Григорий Палама есть один из великих подвижников благочестия Христианского, учителей и ревностных защитников Греческой церкви в борьбе ея с папизмом за православие и  свою самостоятельность. Но его высокие подвиги монашеские, его непоколебимая ревность по православию против Западной церкви, не уступающие ревности Фотия и Михаила Келуллария, многочисленныя,  во многих отношениях полезные для богослова творения этого отца Церкви доселе, к сожалению,  не пользуются полною известностию  и у просвещенных сынов православной Церкви. Ни один, можно сказать, поборник Веры и благочестия православной Греческой церкви вообще не испытал столько клевет и несправедливых обвинений в отступлении от православия и правил подвижничества, как святый Григорий Палама. Не только современные ему западные, но и восточные историки и богословы старались затмить высоту подвигов этого святого мужа, находить в его творениях много ересей, как следствия отделения Восточной Церкви от единства с Западною (1). И в новейшее время, даже в некоторых общеупотребительных сочинениях нашего отечества, св. Григорий Палама и его сообщники называются сектою. Под именем Паламитов и Исихастов, получившею начало свое ещё в 11-ом веке (2)».

Ещё одно доказательство того, что Синод объявил имяславие ересью вполне в соответствии со своим отношением к св. Григорию Паламе, как к еретику и сектанту, а потому и все ссылки Ш. в его борьбе и именем Божиим на свт. Григория Паламу ничего не значат, поскольку сам Синод попадает под анафемы, объявленные на Паламитских соборах, что в полной мере относится и к самому Ш., взявшемуся защищать Послание.
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments