Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Categories:

Иллюзионист Шахбазян и имяборческая магия (6)

Глава 5. Магическое превращение Шахбазяна в паламита

Из статьи Ш.:

«Эрн учит: «Подобно тому, как св. Дары принимаются “во исцеление души и тела”, только при соответствующем расположении души и духа причастника, подобно этому и Имя Божие раскрывается в спасительном и таинственном своем действии только призывающим его в вере, в смирении, в любви и надежде. Дар не творится от того, что его приемлют, <…> и Имя Божие, как дар совершеннейший, всецело нисходит свыше, но приниматься достойно и спасительно он может лишь при известных духовных условиях, и силу этих условий (достойного приятия дара), в коих умещается вся лествица христианского подвига – и вся бесконечность ступеней различной чистоты и святости приемлющих – нельзя смешивать с благодатной евхаристической сущностью самого Дара, исходящего от Отца светов. Молитва Иисусова приносит плоды в восемьдесят и во сто крат, в зависимости от условий душевной почвы и духовного подвига приемлющих семена Слова. Но от этих условий зависят только размеры плодов, сущность же Божественного Имени, в ней призываемого, есть всецело энергия Божия» (40. С.86).

Конечно, сущность того, что нами в молитве призывается, есть Бог, всецело присутствующий в своих энергиях. Однако из этого утверждения отнюдь не следует, что имя и энергия – одно. И уж тем более не следует «параллелизма» между Св. Дарами и именами, произнося которые мы обращаемся к Богу. Эта путаница может привести к сомнению относительно необходимости Св. Евхаристии для достижения реального богообщения, а также и относительно исключительного значения для жизни христианина вообще Таинств Святой Церкви[6].

Вместе с этим путаница вносится и в правильное понимание иерархического устройства Церкви. Флоренский, рассуждая о таинствах, утверждает:

«Митрополит Филарет сказал, что Именем Божиим совершаются таинства. Это значит, что Имя Божие совершает их, а мы являемся лишь посредующей силой: например, желание священника служить, его горло, его и наше решение призвать Бога и т.д., и т.п.» (35. Т. 3(1). С. 361).

Неясным представляется при таком понимании слов святителя Филарета, почему совершителем таинств («посредующей силой») ни при каких условиях не бывает мирянин, как бы он ни «желал служить» и каким бы твердым ни было бы его «решение призвать Бога»».

Здесь мы присутствуем при вполне магическом действии – превращение имяборца Ш. в последователя свт. Григория Паламы, и даже признание, хотя и слегка скрытое, в том, что энергия Божия Сам Бог, поскольку Бог есть «всецело присутствующий в своих энергиях». В связи с таким чудесным превращением, вспомнился случай из жития св. Макария Великого, связанный с тем, что некий чародей превратил женщину в…лошадь! Вернее все, за исключением святого, видели в ней лошадь, тогда как святой, неподвластный действию колдовских чар, видел, что она не лошадь, а человек, что открылось и прочим, когда сняты были чары. Женщина, конечно, никогда не превращалась в лошадь, это магии не по силам, зато по силам ей было создать такую вот иллюзию. И нечто подобное наведению колдовских чар  проделывает здесь и Ш. объявивший, что энергии Божии Сам Бог, но при этом так и оставшийся имяборцем, защищающим Послание, в котором сказано:
«Последователи о. Илариона, писавшие "Апологию" и воззвания с Афона, считают себя продолжателями св. Григория Паламы, а противников своих - варлаамитами. Но это — явное недоразумение: сходство между учением св. Григория и этим новым учением только внешнее и, притом, кажущееся. Именно, св. Григорий учил прилагать название "Божество" не только к существу Божию, но и к Его "энергии" или энергиям, т. е. Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя вовне, и, таким образом, учил употреблять слово "Божество" несколько в более широком смысле, чем обыкновенно. В этом многоразличном употреблении слова и состоит все сходство учения св. Григория с новым учением, по существу же между ними различие полное. Прежде всего, святитель нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Фeoc, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула. Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим", как делают новые учители. Потом, святитель нигде не учил смешивать энергий Божиих с тем, что эти энергии производят в тварном мире, — действия с плодами этого действия. Напр., апостолы видели на Фаворе славу Божию и слышали глас Божий».

Как видно из текста Послания, его авторы отказываются признавать энергию Божию Богом, но признают только Божеством, сославшись на свт. Григория Паламу, который, действительно, называл энергию Божеством, точно так же, как и сущность. Но если Божество не Бог, то и сущность Божия, раз святитель и её называл Божеством, тоже не Бог. Но, если так, то мы приходим к странному выводу – хотя в Боге, кроме Ипостасей, различаются еще сущность и энергия, но ни то, ни другое не Бог!  Очень странный вывод – если сущность Бога не Бог, если энергия Божия не Бог, то куда же у докторов и кандидатов богословия, которые подписали Послание, Бог подевался?!

В самом деле, если Пресвятая Троица есть Три и Единица сразу, то получается, когда речь о Трех Ипостасях, то тогда речь о Трёх Богах, а когда речь о Единице, то Она уже не Бог, а Божество, т.е. только свойство???!!!  От такого «богословия» не по себе делается, а потому за разъяснением обратимся к труду преп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», где в 8-ой главе «О Святой Троице», в первой книге, сказано:


«Итак, всякий раз как посмотрим на Божество, и первую причину, и единодержавие, и одно и то же самое, чтобы так сказать, и движение Божества, и волю, и тождество сущности, и силы, и деятельности, и господства, видимое нами будет одно. Когда же посмотрим на то, в чем есть Божество, или, точнее сказать, что есть Божество, и на то, что оттуда – из первой причины происходит вечно и равнославно, и нераздельно, то есть на Ипостаси Сына и Духа, то будет Три [Лица], Которым мы поклоняемся. Один Отец – Отец и безначальный, то есть безвиновный, ибо Он не есть от кого-либо. Один Сын – Сын, и не безначальный, то есть не безвиновный, ибо Он – от Отца. А если бы ты представлял себе происхождение Его с известного времени, то и безначальный, ибо Он – Творец времен, а не в зависимости от времени. Один Дух – Святой Дух, хотя являющийся от Отца, но не по образу Сыновнему, а по образу исхождения, причем ни Отец не лишился нерождаемости, потому что родил, ни Сын – рождения, потому что рожден от Нерожденного; ибо каким образом [это могло случиться]?».

Отсюда видно, что Пресвятая Троица как Божество есть Единица, а Единица есть Три Ипостаси, Три Бога, как Единое Божество, в следствие  чего оказывается невозможным отделить Бога от Божества, и потому Божество есть всегда Бог, но при этом каждая Ипостась хотя и есть Бог, но не есть Божество, при том, что обладает полной Божества в Себе. Обратимся вновь к ТИПВ, где в 11-ой главе кн.3 сказано:

«И что Бог сделался человеком и человек Богом сказано.… А что Божество сделалось человеком, или воплотилось, или вочеловечилось, мы никогда не слышали. Но что Божество соединилось с человечеством в одной из Своих Ипостасей, мы узнали; и что Бог принимает образ, то есть, чужую сущность, именно одинаковую с нашей, сказано. Ибо имя: «Бог» ставится о Каждой из  Ипостасей, а слово «Божество» мы не можем сказать об Ипостаси. Ибо мы не слышали, что Божество есть только Отец, или один Сын, или один только Дух Святый; ибо слово «Божество» означает естество; а слово «Отец» - Ипостась, подобно тому,  как и «человечество»- естество, а «Петр» - Ипостась. Слово же: «Бог» означает и общность естества, и в отношении к каждой Ипостаси равно имеет место, подобно тому, как и слово «человек».)

Как видно отсюда, высокоучёные богословы из Синода, доктора и кандидаты богословия, изрекли откровенную ересь, когда объявили, что если речь о Божестве, то значит уже никак не о Боге. И потому магически превратившийся в паламита Ш. , взявшийся защищать Послание, и, притом, признавший энергию, т.е. только Божество по учению Синода, Богом, согласно этому же Посланию Синода, сам оказывается за церковной оградой, что никак не мешает ему защищать тот самый документ, согласно которому он сам оказывается в числе еретиков… Что тут скажешь? Только одно – магия!
Tags: имяславие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments