Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Categories:

Иллюзионист Шахбазян и имяборческая магия (5)

Глава 4. Обвинение имяславцев в магической вере

Ш. приводит выдержку из ранее названной уже работы В.Ф. Эрна:

«Синод говорит: «Мы не отделяем  Его Самого (т. е. Бога) от произносимого Имени, Имя и Сам Бог в молитве для нас тождественны. – И далее поясняет: – Другими словами, мы своей волей магически должны создавать иллюзию тождества, которого на самом деле нет» (40. С.71).

Увы, Владимир Францевич валит с больной головы на здоровую. Несколько выше им утверждалось, что «Имя Божие как объективно связанное с Богом, создает реальное взаимодействие между молящейся душой и Богом» (в скобках отметим, что реальное взаимодействие, по учению Св. Синода и всей Православной Церкви, создает Сам Бог!).

Но магия не в том состоит, чтобы «создавать иллюзию тождества» между именем и именуемым. Магия – в том, что магический акт предполагает веру в реальность тождества имени и именуемого им, каковое предположение и позволяет рассчитывать на возможность овладения именуемым, властвования над именуемым посредством имени (именно эта вера, которую Церковь почитает за суеверие, позволяет совершающему магический акт с бумажкой, на коей начертано имя, надеяться достичь результата). И именно такую магическую веру проповедуют имябожники».

Магия, на самом деле,  состоит не  в вере в «реальность тожества имени и именуемого», а в вере в возможность при помощи обрядов и словесных формул (заклятий), приобрести сверхъестественные силы и управлять природными законами по-своему усмотрению, что есть самое настоящее человекобожие. Именно такое определение магии дано в «Толковом словаре»  Ушакова:

« Наиболее грубая, первобытная форма религии, колдовство, система определенных действий и слов, посредством к-рых, по представлениям древних и народов с примитивной культурой, можно подчинить себе т. наз. сверхъестественные силы и с их помощью вызвать чудесные явления».

Ну и какие же сверхъестественные силы может приобрести человек, верующий, что предмет пребывает в своём имени природной энергией его сущности?  Какую особую власть такая вера даёт  человеку над вещами, когда в этом отношении все люди равны друг другу? Магия, поскольку она претендует на управление законами природы, которые есть природные энергии, требует подчинения человеку как раз сущности вещей, что и означает обладание сверхъестественными силами. Для магии совершенно безразлично пребывает ли предмет энергией его сущности в своём имени или нет, для неё важна вера в то, что при помощи особых, тайных слов, можно приобрести сверхъестественные силы, чему имяславцы никогда не учили, да и не могли учить, ибо этого никак не исследует из их учения.

Зато именно из этой магической веры и исходит Послание Синода, как справедливо отметил В.Ф. Эрн, которое учит, что хотя реальной связи между Богом и Его именем нет, тем не менее, оно необходимо для общения с Богом, и это общение, получается, есть общение не в энергиях, а в самой сущности, ибо энергии Богом Синод не признает. И что же тогда такое имя Божие у имяборцев, как ни некий магический инструмент, посредствующий между Богом и человеком?

Таким образом, тот момент, что имяславцы, согласно с древнейшей традицией веры в Бога Вседержителя, начало которой восходит к сотворению человека, верят в то, что имя Божие есть Сам Бог, их веру никак нельзя назвать магической как раз в силу того, что они веруют именно так.  Ведь если имя Божие Сам Бог, но не по самой сущности, а только по её энергии, тогда тем самым исключается власть человека над Богом, и тогда  как им можно совершать дела, за которые Сам Бог грозит смертной карой? Из «Толковой Библии» А.П. Лопухина, толкование на книгу «Исход», 22, 18 « Ворожеи не оставляй в живых»:

«Ворожба, мнимое или действительное вступление в общение с темной силой, несовместима с верой в божественное покровительство… и существованием откровения (Втор. 18:10–14). Прорицатели, гадатели, чародеи и т.п. должны быть преданы смерти через побиение камнями (Лев.20:27), и чувство сострадания к слабой женщине не должно склонять еврея к желанию не прилагать к ворожее закона во всей его строгости».

Отсюда становится ещё понятнее, что как раз вера в то, что имя Божие есть Сам Бог Вседержитель, делает невозможной употреблять имя Божие для занятия магией, за которою Бог грозит смертною карою, и которая, на самом деле, есть ни что иное, как общение с миром падших духов, внушающим эту магическую веру.  Зато вот как Синод, так и сам Ш. лично, вполне обоснованно могут быть обвинены в магической вере, поскольку у них общение с Богом понимается как общение по сущности, через некий магический фетиш, который сам по себе ничего не значит, и к которому у них сведено имя Божие. Далее Ш. продолжает:

«Для примера приведем высказывания на этот счет двоих единомышленников и соратников Эрна. Свящ. Павел Флоренский в своем труде «У водоразделов мысли» в главе, носящей красноречивое название «Магичность слова», пишет:

«Дело в том, что слово, как посредник между миром внутренним и миром внешним, т. е. будучи амфибией, живущею и там, и тут, устанавливает, очевидно, нити своего рода между тем и другим миром, и нити эти, какими бы ни были они малоприметными взору позитивиста, суть, однако, то, ради чего существует самое слово, или по крайней мере суть перво-основа всех дальнейших функций слова. <…> Или, еще говоря иначе, слово магично и слово мистично» (35. Т. 3 (1). С. 230–231)».

Неужели Ш. неизвестно о том, что слово «магия» употребляется не только как символ оккультных наук, но еще и в смысле указанию на тайну, на воздействие, которое мы никак не можем объяснить исходя только из материалистического понимания окружающего мира? Но ведь о. Павел именно об этом и говорит.  Неужели же Ш. не понимает того, что слово всегда несёт в себе некий дух, и то, как этот дух  воздействует на человека, мы не можем объяснить? Прекрасно сказал Ф.И. Тютчев по этому поводу в одном из своих стихотворений:

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...»

Таким образом, в данном случае, Ш. если кого и в чём обличил, то только самого себя в грубом материализме, который никак несовместим со званием православного иконописца!
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments