Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

К 107-ой годовщине торжества имяборческой ереси

 18 мая 1913 года вышло известное Послание Святейшего Синода, исполненное хулы на имя Божие, и объявившее всех его почитателей еретиками. И до сей поры это Послание скорбью отзывается в сердцах чтущих имя  Божие, ибо и до сей поры хулители его торжествуют. Но разве можно считать этих людей христианами? Это либо недоумки, ничего никогда не додумывающие до конца, либо просто корыстные лицемеры, ибо признание имяборчества ересью много чего поменяет в церковной жизни! В данной заметке я не собираюсь касаться рассмотрения вопроса по существу, поскольку уже много раз делал это в своём журнале, и в данном случае моя цель иная.  Сейчас я собираюсь показать, что имяславие возникло вовсе не на Афоне в начале 20-го века, а существовало в Русской Церкви всегда, и один из имяславцев был канонизирован задолго до того, как Святейший Синод объявил имяславие ересью. Конечно, все святые были имяславцами, и никто из имяборчествующих не может быть носителем святости общецерковного значения, и если кто из таковых будет помилован по особому промыслу Божию, то святость его будет только личного значения, недостойной общецерковного прославления.

А сейчас речь пойдёт о свт. Тихоне Задонском, отрывок из жития которого приводится ниже:

https://azbyka.ru/days/sv-tihon-zadonskij

 «Свя­той Ти­хон об­ла­дал да­ром про­зре­ния и со­вер­ше­ния чу­дес, чи­тал мыс­ли со­бе­сед­ни­ков. В 1778 го­ду, ко­гда ро­дил­ся им­пе­ра­тор Алек­сандр I, свя­ти­тель пред­ска­зал мно­гие со­бы­тия его цар­ство­ва­ния и в част­но­сти, что Рос­сия спа­сет­ся, а за­хват­чик (На­по­ле­он) по­гибнет. «Гос­подь Бог во мно­гих слу­ча­ях его слу­шал», – пи­сал ке­лей­ник свя­ти­те­ля Ти­хо­на. Осо­бен­но свя­ти­тель лю­бил бе­се­до­вать с про­стым на­ро­дом, уте­шал его в тяж­кой до­ле, по­мо­гал ра­зо­рен­ным. Из мо­на­стыр­ской сло­бо­ды его на­ве­ща­ли де­ти. Он учил их мо­лит­ве, а по­сле бе­се­ды оде­лял день­га­ми. Бла­жен­ная кон­чи­на свя­ти­те­ля Ти­хо­на по­сле­до­ва­ла 13 ав­гу­ста 1783 г. Через 63 го­да бы­ли от­кры­ты его нетлен­ные мо­щи, а в 1861 г. его при­чис­ли­ли к ли­ку свя­тых. Сре­ди пись­мен­ных тру­дов свя­ти­те­ля Ти­хо­на За­дон­ско­го осо­бой по­пуляр­но­стью поль­зу­ет­ся сбор­ник ко­рот­ких по­уче­ний, пол­ных при­ме­ров из жиз­ни, на­зы­ва­е­мый: «Со­кро­ви­ще ду­хов­ное, от ми­ра со­би­ра­е­мое»».

А теперь следует показать, как учил этот святой о имени Божием. Текст взят из книги 2 «Об истинном христианстве», статья 3, глава 2 «О прославлении имени Божия»:

«§ 313. Имя Божие само в себе как свято, так и славно и препрославлено, и потому от нас не требует прославления. И как солнце, хвалят его или хулят, всегда светло само в себе пребывает и лучи света своего во всю поднебесную испускает, так и имя Божие, славится ли, или хулится человеками, – всегда равно, всегда славно, свято и страшно пребывает, и лучи славы своей издает. Издает в созданиях, ибо «небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2), и «вся земля полна славы Его» (Ис.6:3). Издает в дивных и страшных делах Его, преславных чудесах Его. И потому слава имени Его как от хуления человеческого не умаляется, так и от прославления не умножается. Ибо слава имени Божия вечна, бесконечна и неизменна, как и Сам Бог, и потому ни умножиться, ни умалиться в себе не может. Но наш христианский долг требует, чтобы мы как сами в себе славили его, так и пресекали то, чем оно хулится, и хулящим, насколько можем, заграждали уста. Ибо добрый сын о славе отца своего, и верный раб о славе господина своего, всегда и везде печется, и пресекает то, чем слава и честь их помрачается. Тем более христианам, как сынам и рабам Божиим, о славе Отца Небесного и Господа своего заботиться и ревновать должно, как Сам Господь говорит: "Сын прославляет отца, и раб господина своего боится. И если Я Отец, то где прославление Мое? И если Я Господь, то где страх предо Мной?» (Мал 1:6).

§ 314. Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие. Эти собственные свойства открывает нам Святой Дух в Своем Слове, и по-разному изображает их ради просвещения нашего и прославления имени Божия. Истинное и действительное познание Божиих свойств (сколько можно человеку в этом веке познать), и, так сказать, вкушение, по пророческому учению, как говорит: «Вкусите и видите, как Благ Господь» (Пс.33:9), соделывает в человеке просвещение и изменение, и так к прославлению имени Божиего приводит…»

Теперь это учение следует сравнить с тем, как Святейший Синод учит об имени Божием в Послании от 18 мая 1913 года:

«Православное же мудрование об Именах Божиих таково:

1. Имя Божие свято, и достопоклоняемо, и вожделенно, потому что оно служит для нас словесным обозначением самого превожделенного и святейшего Существа - Бога, Источника всяких благ. Имя это божественно, потому что открыто нам Богом, говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и пр. В молитве (особенно Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому; но это только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог и не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом, что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия.

2. Имя Божие, когда произносится в молитва с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие некоей навсегда как бы заключенной в нем или к нему прикрепленной Божественной силы, которая бы действовала уже механически, — а так, что Господь, видя веру нашу (Матф. IX, 2) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо.

3. В частности, святые таинства совершаются не по вере совершающего, не по вере приемлющего, но и не в силу произнесения или изображения Имени Божия; а по молитве и вере св. Церкви, от лица которой они совершаются, и в силу данного ей Господом обетования ».


Да, и здесь говорится о почитание имени Божьего, ибо куда Синоду деться от фактов этого почитания Церковью? Но сколько же такое «почитание» отличается от того, как учит почитать имя Божие свт. Тихон! Для Синода имя Божие и не Сам Бог, и не Его свойства. Что же оно тогда такое? Да не более чем условный знак, сам по себе ничего незначащий. И эта точка зрения на имя Божие никак не может быть в мире со словами свт. Тихона:

«Великое имя Божие заключает в себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему единому принадлежащие, как-то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правда, святость, истина, духовное существо, и прочие. Эти собственные свойства открывает нам Святой Дух в Своем Слове, и по-разному изображает их ради просвещения нашего и прославления имени Божия».

Таким образом, учение Синода непримиримым образом расходится  с учением свт. Тихона, который к моменту издания Послания был давно уже канонизирован Церковью, а потому своим Посланием Синод засвидетельствовал только одно: как члены Синода, подписавшие это Послание, так и лица его принявшие, пребывают вне Церкви Христовой. И это не пустые слова. Церковная организация, которую возглавлял Синод, вскоре была разрушена почти до основания, и после смерти патриарха Тихона, отказавшегося реабилитировать имя Божие, она прекратила своё существование вовсе.
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments