Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Categories:

Заметка об искусственном интеллекте

Прежде, чем говорить об искусственном интеллекте (ИИ), надо обратиться к тому, что такое интеллект вообще.  Это слово происходит от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение, подразумевающее носителя способности  к этому разумению – человеческое существо. Но, когда ныне говорят об ИИ, то подразумевают под его носителем не человеческое существо, а компьютер, или, как говорили во времена СССР – электронно-вычислительную машину.  В связи с чем и возникает вопрос – а может ли машина иметь интеллект? Для разрешения этого вопроса автор данной заметки обратился к труду А.Ф. Лосева «Философия имени», в котором подробнейшим образом рассматривается вопрос об интеллигенции, в том значении, которое имеет латинское слово intelligentia – понимание, познавательная сила, знание, что означает исследование А.Ф. Лосевым и вопроса об интеллекте. Действительно, ведь всякий носитель интеллекта будет носителем интеллигенции, как и носитель интеллигенции будет, одновременно, и обладателем интеллекта, ибо понятно, что одного без другого быть не может.


Интеллигенция у Лосева связана с мышлением, против чего возражать невозможно поскольку, если нет мышления, то о какой интеллигенции можно тогда говорить? Определение же мышлению в 10 гл. вышеназванного труда таково:

« Следовательно, точное определение мышления следующее. Оно есть: 1) самосоотнесение, интеллигенция, или самосознание, 2) в котором всё иное является им же самим, этим знанием, т.е. в котором и знающее и знаемое раздельно-тождественны, 3) так что различающая деятельность возвращается на саму себя, т.е. различает свои различающие акты, 4) откуда вытекает то, что такое знающее и такое знаемое суть одинаково не связаны с материальным меоном, т.е. вечны, и что 5) так знать можно только себя».

Труды А.Ф. Лосева достаточно сложны, хотя и не на столько, что при сильном желании в них нельзя разобраться, но при этом невозможно не согласиться с тем, что будет понятно вообще всякому – интеллигенция, а значит и интеллект, есть прежде всего самосознание, и там, где нет самосознания, ни о каком интеллекте говорить невозможно. Не прибегая более к цитатам скажу только то, что Лосев доказал невозможность самосознания без способности к ощущениям ( наши пять чувств) и раздражениям, носителями которых, вместе с самосознанием, является наше физическое тело, которое, прежде чем начать мыслить, должно раздражаться, подобно растениям, и чувствовать, подобно животным, после чего только и возможно мышление, которого нет и не может быть,  ни у физических тел, ни у растений, ни у животных.

Таким образом, с позиций учения А.Ф. Лосева об интеллигенции и интеллекте, ни о каком ИИ и речи быть не может, поскольку ЭВМ только машина не способная ни к раздражениям, подобно растениям, ни к ощущениям, подобно животным. Если так, то откуда же в ней возьмётся самосознание, без которого нет интеллекта? Ответ очевиден – взяться ему неоткуда.

Таким образом, все эти разговоры об искусственном интеллекте есть ни что иное, как разговоры об искусственном человеке, что сразу же переносит нас в область иудейской мифологии – к истории создания раввином Иехудой Лива бен Бецалелем голема, искусственного человека, предназначенного для исполнения тяжелых и грязных, во всех отношениях, работ. Кстати будет сказать, что по учению А.Ф. Лосева миф, для носителя мифологического сознания, не есть ни басня, ни притча, ни сказка, но сама реальность в её высшем проявлении.
Tags: А.Ф. Лосев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments