Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Архиепископ Никон (Рождественский) против имени Божьего

Глава 3.11 Учение Церкви  свидетельствует о евхаристической ереси архиеп. Никона

Чтобы яснее было видно кто такой Никон, следует вспомнить, как учит по вопросу пресуществления Святая Церковь:

Из Деяний I Вселенского Собора:

«На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), приносимый в Жертву священниками. И истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего Воскресения».

Из Деяний III Вселенского Собора:

«Возвещая смерть по плоти Единородного Сына Божия, то есть Иисуса Христа, и исповедуя Воскресение Его и Вознесение на небеса, мы совершаем в церквах Бескровное Жертвоприношение. И таким образом приступаем к Благословенным Тайнам и освящаемся, причащаясь Святого Тела и честной Крови Спасителя всех нас, Христа, и принимая не обыкновенную плоть и не как плоть человека, освященного и соединившегося со Словом по единству достоинства, но как воистину Животворящее и собственное Тело Самого Слова. Ибо Он (Иисус Христос), как Бог, будучи Жизнью по естеству, когда стал едино с собственною Плотию, сделал ее Животворящей. И потому, хотя Он говорит нам: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его" (Ин. 6, 53), однако мы должны почитать ее не за плоть человека, во всем подобного нам (каким образом плоть человека по природе своей могла быть животворящей?), но воистину за собственную Плоть Того, Который ради нас сделался и назван Сыном Человеческим».

Из Деяний VII Вселенского Собора:

«Никто из вестников Духа, то есть святых апостолов и достославных отцов наших. Бескровную Жертву, совершающую в воспоминание страданий Бога нашего и всего Домостроительства Его, не называл "образом" Тела Его, ибо не так слышали они от Господа. Они слышали Его, благовествующего: "если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53; 56); и еще: "приимите, ядите сие есть Тело Мое" (Мф. 26, 26), но Он не сказал: "приимите, ядите образ Тела Моего"».

Как видно из приведенных выше слов, Церковь учит о Теле Христовом и Его Крови, которым причащаются верующие, пользуясь словами Никона, «грубо и чувственно», чем и исторгает носителя негрубой и невещественной ереси из числа своих чад.

Глава 3.12 Бл. Феофилакт против имяборческой ереси Никона

«Между тем, в Евангелии и книге Деяний Апостольских мы читаем вот что: евангелист повествует, что некто именем Иисусовым изгонял бесов и апостолы запретили ему, но Господь не одобрил такого запрещения. А в Деяниях сыновья некоего Скевы первосвященника делали, по-видимому, то же, что и упоминаемый в Евангелии человек, но бесы не только не слушались его, но и дерзко на него нападали. Откуда эта разница? В первом случае, видимо, действовал человек близкий к вере в Иисуса Христа, и Господь незримо помогал ему, а во втором – какие-то спекулянты, хотевшие действовать именем Господа как магическим средством, как талисманом, и Сердцеведец не попустил им сего».

Речь идёт о  следующих словах: «Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса».(Деян. 19, 14-17) Следует обратиться за разъяснением этого места к бл. Феофилакту Болгарскому, который в «Толкование на деяния святых апостолов» пишет следующее:

 ««Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует».Уверовать не хотели, а желали изгонять демонов именем Иисуса, потому что слова эти явно изобличают, что заклинатели эти заклинали нечистых духов именем Господа нашего Иисуса Христа не как верующие во Иисуса, но как испытывающие Его. А выражение «стали употреблять» показывает, что они, хотя не надеялись на успех, однако ж налагали руки, чтобы достигнуть цели испытания. Поэтому спустя немного и поплатились за свое безрассудство. Хотя сыновья Скевы делали это скрытно, но бессилие их обнаруживается. Достойно удивления то обстоятельство, что злой дух не содействовал обольщению этих заклинателей, но изобличил и обнаружил их обман. Мне кажется, что он был сильно раздражен, подобно тому, как кто-нибудь, притесняемый в крайней опасности каким-нибудь жалким и ничтожным существом, хочет излить на это существо весь свой гнев».

Интересно, что сыны Скевы злого духа не изгнали, и, более того, человек одержимый духом избил их, а имя Иисусово было по этой причине величаемо. Имя Божие было величаемо, а сыны Скевы его призвавшие были унижены.  Потому что на беса оно подействовало, и он, как пишет бл. Феофилакт, чувствовал себя в крайней опасности, но при этом видел перед собой людей, самих этим именем не защищенных, ибо они не верили в него сами, поскольку, в противном случае, крестились бы в это имя. А потому они и привели беса в гнев до такой степени, что он уже не желал их даже и обольщать, но хотел только одного – избавить себя от опасности.  Так что, этот пример не только не свидетельствует о том, что имя Божие не есть Сам Бог, но свидетельствует как раз об обратном. И уж точно то, что этот пример опровергает слова Никона о том, что имя Божие никакого действительного значения не имеет, и важно не само по себе, а как чисто субъективный знак, никакого реального значения не имеющий, но значащий только как средство самовнушения. Но если бы было так, как учит Никон, бес бы только посмеялся, а не разгневался.

«Так же объясняется и обращение язычника, который, следуя примеру мученика, стал в виде опыта, но с доброю целью, призывать имя Божие и уверовал во Христа. Господь, трости сокрушенной не преломляющий, с любовью отнесся к сему младенцу веры и обратил его к Себе чудесным прикосновением Своей благодати к его сердцу, как обратил и волхва Киприана, призвавшего имя “Бога Иустины” и оградившего себя крестом. Итак, кроме произнесения устами или умом имени Господа, нужна еще смиренная вера, хотя бы в ее “зерне горушне”, как это было у упомянутых язычников, чтобы призывание имени воздействовало».

Эти примеры, опять же, свидетельствует против Никона, сводящего значение имени Божиего к самовнушению. Всякий же не шизофренически-предвзятый читатель, не замороченный предварительно «мудростью» архиепископа-имяборца, скажет, что если неверующий призвал имя Божие, и обрёл веру во Христа, то значит имя Божие не сводимо к самовнушению; и если волхв Киприан призвал имя «Бога Иустины» после чего обратился ко Христу, то значит действие имя Божиего не сводится к Эффекту плацебо. Но Никон, как опытный манипулятор, умеющий внушать толпе всё, что угодно, делает вид, что эти примеры никак не вредят его учению о том, что имя Божие условный знак, вся сила которого в вере в него. А потому он сам приводит эти примеры заранее, как бы опережая тех, кто ему на них укажет, прикрыв свою клевету на имя Божие необходимостью смиренной веры. Ну и какая же «смиренная вера» могла быть у язычника или у волхва? Как учение Никона согласуется со слова ап. Петра: «Солнце превратится во тьму, и Луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовёт имя Господне, спасется». (Деян. 2, 20, 21)? Неужели же спасение не от самого имени, а от самовнушения призвавшего имя Господне?!

Если вновь обратится к трудам бл. Феофилакта Болгарского, к его  «Толкованию на Послание к Римлянам святаго апостола Павла» гл. 1 ст. 5, то можно прочесть:

«Рим.1:5. через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере.

Заметь признательность. Ничего, говорит, нет нашего, но все получено нами чрез Сына. Я получил апостольство и благодать чрез Духа. "Он", – говорит Господь, – «наставит вас» (Ин.16:13). И Дух говорит: «отделите Мне Савла и Варнаву» (Деян.13:2), и: «дается Духом слово мудрости» (1Кор.12:8). Что это значит? То, что принадлежащее Духу принадлежит Сыну и наоборот. Благодать, говорит, и апостольство "получили", то есть не по заслугам своим стали мы апостолами, но от благодати свыше. Но и убеждение есть дело благодати; ибо делом апостолов было ходить и проповедовать, а убеждать слушающих всецело принадлежит Богу. «Покорять вере». Мы посланы, говорит, не для словопрения и не для исследования или доказательства, но «покорять вере», чтобы поучаемые слушали, веруя без всякого противоречия.

все народы.

Благодать получили «покорять вере все народы» мы, – не я один, но и прочие апостолы: ибо Павел не обошел всех народов; разве скажет кто-нибудь, что если не при жизни, то по смерти он ходит ко всем народам через послание. А веровали бы, слыша об имени Христа, а не о сущности Его; ибо чудеса творило имя Христово, и оно само требует веры, потому что и его нельзя постигнуть разумом. Смотри, каков дар благовествования: оно сообщено не одному народу, как Ветхий Завет, но всем народам».

Таким образом, Блаженный, живший в 11-ом веке, уча различать имя Божие и сущность задолго до имяславцев, и еще даже до свт. Григория Паламы, был предшественником как имяславцев, так и самого свт. Григория Паламы, ибо ясно, что под именем он понимал энергию Божию, раз говорил с одной стороны о вере в имя Божие, с другой о различие его с сущностью
Tags: имяславие
Subscribe

  • Лукавый Алёшка

    ОДНОЙ НОГОЙ В МОГИЛЕ... И В АДУ. Профессор Осипов на службе у антихриста. (ВИДЕО) » Москва - Третий Рим…

  • Софист Осипов и Святая Троица

    Прослушал часть видеолекции проф. МДА А.И. Осипова, в которой он разъяснял мусульманам христианское учение о Святой Троице. Видеолекция выложена на…

  • Несторианство в Московском Патриархате

    Смотреть 1 ч. 25 мин. - 1 час 27 мин. Источник несторианства в МП давно известен - это МДА. А лицом, воплощающим несторианскую ересь в МП, и это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments