Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Архиепископ Никон (Рождественский) против имени Божьего

Глава 3.7 Свидетельства св. императрицы Александры о архиеп. Никоне

Из книги «Письма  императрицы Александры к императору» по поводу архиеп. Никона :

9-ое сентября 1915 года. «Никона следовало бы убрать из Государственного Совета,  которого он член, и также из Синода. У него, кроме того, на душе грех Афона».

8-ое сентября 1915 года. По поводу попыток отправить еп. Варнаву на покой:

« Он его заставил  без всякого права оставить своё место и поехать в Вильну, чтобы жить с Агафангелом, и, понятно, этот последний, С. Филипп,  Никон (принесший столько зла Афону) в течение трёх часов нападали на В. (Варнаву) по поводу нашего Друга…».

Остаётся пожалеть только, что Император тогда не послушал Императрицу!


Глава 3.8 Архиеп. Никон не понимает, что есть природная энергия

«Мы склоняемся и пред волею земного Царя, когда слышим ее, но самого волеизъявления не отождествляем с лицом Государя – законодателя. Мы повинуемся, когда представитель власти объявляет нам именем закона то и то, но повинуемся не имени, не букве, не слову, а воле законодателя. Мы сердцем восприемлем благодать Божию, но самый акт ее воздействия на нас, признавая проявлением силы Божией, не отождествляем с Существом Божиим. Мы не обращаемся с молитвою к Божией благодати: “Благодать Божия, посети нас!” Но молимся: “Посети нас, Боже, Твоею благодатью!” Если же в поэтических настроениях мы иногда как бы обращаемся молитвенно к Кресту Господню или ко Гробу Его, то делаем сие, не олицетворяя сих предметов, а вознося свой ум к Освятившему их прикосновением пречистого тела Своего. Иначе понимать такие обращения – значило бы мыслить по латинскому мудрованию».

В главе 2.6 уже приводились слова преп. Максима Исповедника из его труда «Диспут с Пирром», где он пишет: «Но то, что природное действие не относится к внешним вещам, ясно из того, что без дел может быть природа, а без природного действия природа не может ни быть, ни познаваться. Тем, как каждая вещь действует по природе, удостоверяется, что она не превращается [в то, чем не является]». Отвечая Пирру, по поводу его обращения к св. отцам, Преподобный говорит: «Ведь они все (т.е. св. отцы – прим.)  отчетливо сообща и сказали, и научили, что у кого одна сущность, у тех одно и действие, а у кого одно действие, у тех одна и сущность, и что отличающиеся сущностью отличаются и действием, и отличающиеся действием отличаются и сущностью».

Волеизлияние Государя, таким образом, есть не природное действие, а его результат, т.е. действие, совершенное лицом. Можно ли назвать волеизлияние Государя им самим?  Для этого надо определиться с тем, что есть волеизлияние вообще любого человека. А оно есть слова, звуки или буквы, в которых выражается воля этого человека. Звуки или буквы, конечно, не сам человек, чего никак не скажешь о принадлежащей ему природной воле, которая в акте волеизлиянии несет определенный смысл, и который взялся ни откуда нибудь, а из самого человека и потому есть сам человек, хотя, конечно, человек не есть только лишь чистый смысл.

Таким образом, когда св. Иоанн Кроншадтский учит, что имя человека есть сам человек, это следует понимать так, что человек в своём имени присутствует  не его ипостастной деятельностью, к которой относится и волеизлияние земного царя, а смыслом этого волеизлияния. Но если смыл брать как смысл прожитой жизни человека в целом, тогда где ему ещё пребывать, если не в имени человека?
Tags: имяславие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment