Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Архиепископ Никон (Рождественский) против имени Божьего

Глава 2.9  Последователь Калабирийского зверя

«Беру еще аналогию или пример. Что есть крестное знамение? Это – действие человека рукою в воздухе, изображающее крест Господень. Это – не реальный предмет, ни физический, ни духовный».

Если действие рукой, изображающие крест, не реально, то как же тогда, оно может быть воспринято человеческим зрением?  А в том, что крестное воспринимается зрением, с этим спорить может только безумец, к каковым надо относить и Никона!


«Это внешнее изображение действием идеи, мысли, учения о нашем спасении страданиями нашего Господа».

Если крестное знамение есть изображение действием, как же оно тогда не реально? Безумец сам себя и опроверг.

«Это – то же в области действия, что звук, слово в области речи».

Снова безумие.  Как же слово может быть нереальным, когда оно воздействует на слуховой аппарат человека?

«И вот наше, Церковью усвоенное отношение к сему св. знаку, точнее – знамению: мы веруем, что Господь силою честнаго и животворящаго креста Своего, то есть, чрез его посредство, творит чудеса и совершает Таинства, ибо что есть и всякое Таинство, как не чудо Божие?»

Раньше учил, что сила Креста в вере в него, а теперь признаёт, что действует в нём не вера, а Сам Господь Иисус Христос, чем опровергает сам себя и признаёт правоту имяславцев.

«Чем же является Господень крест и знак, знамение крестное? Конечно, не Богом, а лишь средством, чрез которое благодать Божия проявляет свою силу. Господь не нуждается в сем посредстве, а нам, нашей немощи, оно необходимо, ибо мы живем в условиях пространства и времени».

Безумный Никон говорит так, будто имяславцы утверждали, что крест, крестное знамение, звуки или буквы имени Божьего сами по себе Сам Бог, т.е. попросту говоря откровенно клевещет, желая вымазать имяславцев грязью. Но имяславцы учили, что в крестном знамении, как и в буквах и звуках имени Божьего действует Он Сам, а поскольку действие или энергия Божия, согласно учения св. Григория Паламы, которое есть и церковное учение, сам Бог, о чём засвидетельствовал ранее упомянутый архиепископ Модест(Стрельбицкий).  А потому и крестное знамение, если рассматривать его как священный символ, с одной стороны, которая будет внешней, есть только движение рукой, и потому не есть Сам Бог. Но, это же самое движение, когда рассмотреть его внутреннее значение, есть, конечно, Сам Бог.

Вызывают ужас слова Нткона о том, что Бог не нуждается в крестном знамение, которое символизирует Крест Христов, из чего следует и очередное его богохульство, поскольку следует, что и в Кресте Христос не нуждался, а если не нуждался, то, значит,  и без нужды распялся.  Выше уже указывалось, что согласно словам преп. Феодора Студита АН причисляется к свиньям, справедливость чего сам же и доказывает в этом месте. Христос, как Сын Божий, конечно, никак от людей не зависел, и этом смысле ни в чём не нуждался. Но как христианин может сказать, что Господь Иисус Христос не нуждался в Кресте ради нашего спасения? Как может человек, пребывающий в чине православного архиепископа, игнорировать такого рода моменты, если он действительно православный христианин, а не ряженый несторианин?  

«И видит враг Бога и людей знамение крестное, и вспоминает победу над ним Распятого на кресте, и трепещет, и трясется, по выражению песни церковной, бежит пред лицом креста, пред одним напоминанием о кресте. Бежит аки пес, видя жезл коим его били. Тут Господь дал нам крест, яко оружие на диавола. Не движение руки нашей страшит его, а палит его сила Божия, присущая, волею Господа сопровождающая самое напоминание о Распятом на кресте. Так хочет Бог, так и бывает при условии нашей веры. Для верующих несомненно присутствие благодати Божией при совершении с верою крестного знамения. Но можно ли сказать, что крестное знамение есть Сам Бог, в ней действующий? Конечно, где проявляется сила Божия, там и Господь, но одно – вера в присутствие всемогущей силы Божией, другое – обожествление самого действия, движения рукою для крестного знамения. Говорю: движения, ибо без сего движения не будет и крестного знамения. А между тем, новые учители утверждают, что самое действие Божие есть Бог».

Вновь всё тот же  нейролингвинистичекое программирование, пользуясь которым современные манипуляторы-психологи обещают всякого, кто им доверится, сделать счастливым.  Вроде бы признаёт, что в крестном знамении действует Сам Бог, но, с другой стороны, отказывается обожествлять действие, т.е. отказывается признавать, что крестное знамение есть символ страданий Самого Иисуса Христа, а, значит, и Его Самого. Но откуда же тогда берётся сила, которая «палит» диавола? Никон говорит, что её источник не сам Крест Христов, а наша вера в него, т.е. в то, что Кресту Христову присуща такая сила. И именно в этом заключается расхождение несторианствующего архиерея Никона с Православием, извлечь которое из мутного потока  его слов, можно следующим образом.

Православным хорошо известна эта короткая молитва – Огради мя, Господи, силою честного и животворящего Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла. Согласно этих слов Крест Христов обладает силой, о происхождении которой уже говорилось, и которая сама по себе никак от чьей-то веры не зависит. Зато от веры конкретного лица зависит, чтобы Крест оградил и сохранил его этой силой, и именно  это есть Православие. Но у Никона совсем по-другому, хотя и похоже. У него Крест Христов никакой силой сам по себе не обладает, что явно противоречит молитве,  но получает её от человеческой веры в этот Крест, т.е. получается, что именно вера человека наделяет Крест силой. А если бы Никон верил, что Крест независимо от чьей-то веры в него наделен силой, то его взгляды ничем бы не отличались от взглядов имяславцев. Вроде бы небольшое различие на первый взгляд, но если вдуматься, то с Православием оно никак не совместимо поскольку, получается, что Бог находится в полной зависимости от человека и действует так, как человек верит в него. Таким образом, Никон проповедует веру в некоего самого по себе безэнергийного бога. Однако же, набраться мужества и признать, что противостоит он св. Григорию Паламе, архиепископ не решается, а потому всячески старается запутать обсуждаемый вопрос, чтобы скрыть антипаламитскую суть своего учения, поскольку именно Варлаам, названный в Синаксаре Калабирийским зверем, учил о тварности энергий, т.е. о безэнергийном боге, за что и был назван зверем.

«К тому мы почитаем святую икону Сына Божия, Который стал описанным как нас ради вочеловечивыйся, вознося наше почитание от образа к Первообразу; и честное древо Креста, и все символы Его страдания, как сущие Божественные Трофеи против общего противника нашего рода; мы почитаем еще спасительное знамение честного Креста и Божественные церкви и места и священные сосуды и богоданные слова из-за в них обитающего Бога. Мы почитаем тоже иконы всех святых из-за любви к ним и к Богу, которого они искренне любили и служили, вознося наш ум в их почитании к лицам, на иконах представленным. Мы почитаем тоже самые мощи святых, потому что освящающая благодать не оставила их святых костей, подобно как Божество не разлучилось от Владычнего тела в Его тридневной смерти».(« Исповедание православной веры» свт. Григорий Палама)

Итак, святитель учит, что Бог обитает в церквах, священных сосудах, богоданных словах и в крестном знамении, чем  дважды обнажает еретическую суть учения архиеп. Никона. Во-первых тем, что Бог обитает в священных символах независимо от нашей веры; во-вторых тем, что из его слов очевидно, что сказать о пребывание Бога где-либо Его благодатью, и сказать, что там, где Он обитает Его благодатью, там обитает Он Сам равнозначно, из чего следует вывод о том, что благодать Божия и есть Сам Бог.

Глава 2.10 Архиеп. Никон бесчестит  Крест Христов

«Скажу больше: Церковь даже обращается молитвенно к сей Божией силе: “непостижимая и божественная сила честнаго и животворящаго креста, не остави нас, грешных”. Что есть сия “непостижимая сила?” Есть ли это особый ангел Божий, ангел креста Христова, как есть ангелы храма, ангелы града, или же непосредственное действие Божия всемогущества, привлекаемое смирением веры верующих, – в том и другом случае обращение нашего верующего сердца восходит к Распятому на кресте Господу Иисусу. И, тем не менее, мы не отождествляем Его Личности с Его действием, движением, так сказать, Его всемогущества, сего Его неотъемлемого свойства, с Ним Самим. Такое различение Личности от свойств ее необходимо для нашего правильного мышления. Бог есть всесовершенная Личность, (девятый раз) обладающая всеми, как ведомыми нам, так и неведомыми свойствами и совершенствами, и только в сем смысле мы можем называть Его Богом».

Никон  не знает, чьей силой действует Крест Христов, и допускает, что действовать может «особый ангел Божий», чем отнимает у Креста его силу и славу, и подтверждает правильность выводов о том, что проповедует он какого-то непонятного бога, лишенного природной энергии, хотя и говорит об этом прикровенно.  При этом он демонстрирует потрясающее, для архиерея, невежество, ибо не знает текстов, которые обязан знать. Ексапостиларий среды и пятницы: «Крест – хранитель всей вселенной, / Крест – красота Церкви, / Крест – царей могущество, / Крест – верных утверждение; / Крест – Ангелов слава / и демонов поражение». Как же можно после этих слов сомневаться в том, Чьей силой действует Крест Христов?

«Каждое из Его свойств и совершенств в отдельности в нашем мышлении не есть еще, так сказать, полная Личность, а лишь то или другое свойство этой Личности, хотя по природе своей и не отделимое от Нея, но в нашем мышлении, как неспособном в один момент созерцать все совершенства Божия во всей их совокупности, по необходимости мыслимое особо. Вот почему, во избежание смешения понятий о Боге как Личности с понятием о каждом Его свойстве в отдельности, Церковь не приняла для сих свойств названия “Бог”, в то же время называя их “божественными”, даже “божескими”, т. е. свойственными только Богу единому, но не “Богом”. Такое отношение к свойствам Божиим, такое строгое различение в нашем сознании Личности Божией от ее свойств предостерегает нас от многих заблуждений в богословствовании».

Вновь в основание своего суда полагает собственные еретические измышления не только не подкрепляемые никаким церковным учением, но и преданные Церковью анафеме. Анафема за искажение догмата о Святой Троице, анафема за непризнание энергий Божиих, названных Никоном свойствами, за Самого Бога, вот на каких основах держится весь этот неправедный суд.
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments