Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Архиепископ Никон (Рождественский) против имени Божьего

Часть1. Ученик Канта

Глава 1.1 Учение архиеп. Никона о именах

«Что такое имя вообще, как мы его понимаем?

Имя есть условное слово, более или менее соответствующее тому предмету, о коем мы хотим мыслить; это есть необходимый для нашего ума условный знак, облекаемый нами в звуки (слово), в буквы (письмо) или же только умопредставляемый, отвлеченно, субъективно мыслимый, но реально вне нашего ума не существующий образ (идея). Без такого знака наш ум был бы не в состоянии приблизить к своему пониманию тот предмет, какой мы разумеем под тем или другим именем. Наш дух, сам по себе, вне тела, может быть, в таких именах и не нуждается; но теперь, пока он заключен в телесный состав, он иначе и мыслить не может, как умопредставляемыми образами, идеями, словами, именами. Обычно имя указует нам какие-либо свойства предмета, приближаемого к нашему мышлению, но повторяю: реально – ни духовно, ни материально имя само по себе не существует. Это почти то же, что в математике идеальная точка, линия, круг, в географии – экватор, меридиан и т. п. Таково значение имени для нашего мышления, такова его сущность».

Архиепископ Никон  нигде не подкрепляет свои слова ссылками ни на церковное учение по обсуждаемому вопросу, ни, хотя бы, особым мнением одного из тех св. отцов, которых сама Церковь признаёт учителями, а потому эти слова только частное мнение самого архиепископа, ни для кого не обязательное, ибо Православная Церковь не признаёт вероучительного значения ни за каким частным высказыванием не зависимо от того, кому оно принадлежит, когда оно только его мнение. И даже если это не частное мнение отдельного человека, и за ним стоит целая группа лиц, занимающих высокое иерархическое положение в Церкви, когда эта точка зрения нигде в Священном Предании Церкви не обретается, такое учение должно называться нововведением, и потому оно не может быть принято теми, кто относит себя к верным чадам Церкви Христовой.

Глава 1.2. О учение архиеп. Никона по существу

Оставив, пока, в стороне многочисленные противоречения в учение архиепископа, следует выделить основную мысль, выраженную вышеприведенными в гл. 1.1 словами. Имя, по определению архиеп. Никона, есть условное слово, которое у него то же самое, что и условный знак предмета, или его умопредставляемый образ, или идея предмета,  существующие лишь в человеческом уме, и при том исключительно субъективно, т.е. они целиком и полностью определяются особенностями восприятия человеческой природы, вне всякой связи с реальностью, о чём сказано было дважды. При этом, в дальнейшем, о именах он говорит даже, как о условных звуках: «Они, конечно, имеют содержание, но не пространственное, а идейное и вне тесных рамок нашего телесного бытия, как условные звуки и слова, не нужны», чем лишает их даже и субъективного смысла, сведя лишь к фиксации чувственных восприятий.

Говоря о субъективности имён архиеп. Никон, в данном случае, имеет в виду не то, что субъективность имени есть следствие индивидуальных особенностей отдельного человека, а говорит о субъективности, как свойстве человеческой природы. Иными словами, субъективность имён у архиеп. Никона здесь носит ещё объективный характер, поскольку зависит не от особенностей того или иного лица, а  есть такая особенность человеческой природы, которую впору называть сущностным признаком. Впрочем, эту линию он до конца не выдержит, предлагая в дальнейшем учитывать не только общечеловеческую субъективность, но даже и особенности древнееврейской психики. Но, таким образом, необходимо дойти и до учёта психических особенностей отдельной личности, что вообще хоронит всякую способность человека познавать истину.

Поскольку архиеп. Никон нигде не отрицает объективного, вне человеческого сознания и независимо от него существующего мира, то вырисовывается следующая картина. С одной стороны есть объективно существующий мир, с другой стороны существует мир, созданный умом человека,  вне его ума не существующий, исключительно субъективный, вне всякой связи с объективной реальностью. Но если они вообще никак не связаны, то тогда впору говорить, что и мир вне человека не существует. Поскольку архиеп. Никон этого не утверждает, тогда надо сказать, что связь с объективной реальностью у него всё же есть, только пролегает она исключительно в мире чувственных вещей.  Иными словами, на органы человеческих чувств действует нечто, о котором сказать нечего, но которое человеческое сознание, интерпретирует согласно законам человеческой психики, при том что, как на самом деле выглядит мир, вне интерпретации его человеческой психикой, сказать невозможно. И именно в связи с человеческой психикой архиеп. Никон и говорит в данном месте о субъективности человеческой картины мира, поскольку субъект и означает способность к психическому восприятию. Таким образом, согласно учению архиеп. Никона, мы воспринимаем мир умом не таковым, каков он на самом деле, а таковым, каковым его способна воспринимать человеческая природа.
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments