Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Клевета «Святейшего Синода» на свт. Григория Паламу от 1913 г.

Об этом мало кто знает, но это факт – официально в РПЦ исихазм считается ересью. Поскольку нынешняя Русская Церковь преемница дореволюционной Российской Церкви, и никогда не делала заявлений, что не признаёт что-либо из её наследия, то, следует считать, что  понимание исихазма, которое было изложено до революции, остаётся без изменений и ныне. Как свидетельство будет приведён текст из следующего источника: Булгаков С. В. «Настольная книга для священно-церковнослужителей». Под заголовком даётся следующая информация: «Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественнаго духовенства. Издание третье, исправленное и дополненное. Киев. Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913». Таким образом, мы имеем дело не просто с личным мнением Булгакова С.В., а с вероучительном документом Российской, а теперь уже и нынешней Русской Православной Церкви.

В оглавление данной книги, в разделе «Краткие сведения о существовавших расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч.» перечислено:

«Аароново согласие 1592. Абиссинцы 1592—1593. Аввакумовщина 1593 —1594. Авелиты 1594. Автортодокеты 1594. Агноэты 1594. Адамантовых секта 1594—1595. Адамиты 1595. Адвентисты 1595—1596. Адоициане 1596. Акефалиты 1596. Актиститы 1596. Акулиновщина 1596. Анабаптисты 1596. Аномеи 1596. Антиномисты 1596. Антитанты 1596. Антитринитарии 1596. Антропоморфиты 1596—1597. Анфинганы 1597. Аполлинария ересь 1597. Апостолики 1597. Анотактиты 1597. Арианство 1597. Аристовцы 1597—1598. Арминиане 1598. Армия спасения 1598 —1600. Армяне 1600—1601. Ассидеи 1601. Афиногеновщина 1601. Бабушкины 1601. Баптисты 1601—1602. Башкина ересь 1602. Беспоповцы 1602. Бессмертники 1602—1603. Беседники 1603. Богемские братья 1603—1604. Богомилы 1604—1605. Боносияне 1605. Братья и сестры свободного духа 1605. Брачники 1605. Беглопоповцы 1605. Белоризцы 1605. Бесоперевоплощенцы 1605. Валезиане 1605. Валентиниане 1606. Вальденсы 1606. Вардесанисты 1606. Варламиты 1606. Василидиане 1606—1607. Вейгелиане 1607. Водяники 1607, Воздыханцы 1607—1608. Воскресники 1608. Ветковцы 1608. Гайниты 1608. Гермогениане 1608. Гернгутеры 1608—1610. Геры 1610— 1611. Гностики 1611—1613. Годескалькионы 1613. Голубцы 1613. Гусситы 1613. Даниловщина 1613. Демониаки 1613. Десного братства секта 1613. Диссиденты 1613—1614. Диаконовщина 1614. Докеты 1614. Донатисты 1614. Дульсинисты 1614—1615. Духоборцы 1615—1618. Духовный союз Татариновой 1618. Душители 1618. Дырники 1618—1619. Дэбристы 1619. Евиониты 1619. Евхиты 1619—1620. Еноховцы 1620. Епифаниево согласие 1620. Ессеи 1620—1621. Жидовствующие 1621. Иконоборчество 1621. Ирвингиане 1621—1622. Исихасты 1622. Иаковиты 1622—1623. Иеговисты 1623. Иудаиты 1623. Иудействующие 1623. Каиниты 1623. Калиновцы 1623. Караимиты 1623. Кафары 1624. Квакеры 1624. Квиетисты 1624. Керинфиане 1624—1625. Копты 1625. Кугусорта 1625. Лубковцы 1625. Лужковцы 1625—1626. Лучинковцы 1626. Любушкино согласие 1626. Македонианство 1626. Малеванщина 1626—1628. Манихейство 1628—1629. Маркелла ересь 1629. Маркиониты 1629—1630. Марониты 1630. Марьяновская секта 1630. Мельхиседеки 1630—1631. Менадриане 1631. Меннониты 1631. Методисты 1631. Молокане 1631—1633. Монофизитство 1633. Монофелитство 1633. Монтанизм 1634. Монтаны 1634 —1635. Мормоны 1635—1636. Назареи 1636. Немоляки 1636—1637. Неплательщики 1637. Несторианство 1637. Николаиты 1637. Новациане 1637 —1638. Нововеры 1638. Новожены 1638. Новоменнониты 1638. Новоспасово согласие 1638. Новохлысты 1638—1639. Новый Израиль 1639—1640. Нетовцы 1640—1641. Общих секта 1641—1642. Онисимовщина 1642. Онуфриевщина 1642. Осиповщина 1642. Офиты 1642. Павликиане 1642 —1643. Панеты 1643. Паниашковцы 1643. Пасхальники 1643—1644. Пашковцы 1644—1645. Пелагианство 1645. Перевертанцы 1645. Перекрещенцы 1645. Перемазовщина 1645. Петрубосиане 1645—1646. Пиетизм 1646. Подгорновцы 1646—1647. Поморский толк 1647—1648. Иоповцы 1648—1650. Прискиллиане 1650. Противуокружники 1650. Прыгуны 1650—1652. Пресники 1652. Пустынники 1652. Редстокизм 1652. Рябиновцы 1652—1653. Саддукеи 1653. Самаряне 1653. Самокрещенцы 1653. Святодуховцы 1653. Серафимовцы 1653—1654. Симониане 1654. Сиро-халдеи 1654. Сионская весть 1655—1656. Скакуны 1656—1657. Скопцы 1657—1659. Социниане 1659. Спасово согласие 1659. Средники 1659. Старообрядчество 1659 —1660. Стефановщина 1660. Странники 1660—1662. Субботники 1662 —1663. Стригольники 1663. Суслово согласие 1663. Сциентисты 1663—1664. Сютаевцы 1664. Серые Голуби 1664. Титловщина 1664. Толстовцы 1664 —1665. Трибожники 1665. Тропарщики 1665. Телеши 1665. Ушковайзет 1665—1666. Фарисеи 1666. Филипповцы 1666—1667. Фотина ересь 1667. Фтартолатры 1667. Хехулиты 1667. Хилиазм 1667. Хлысты 1667—1671. Хлысты-киселевцы 1671—1674. Христовщина 1674. Часовенные 1674. Чернобольцы 1674. Читающие 1674. Шалопуты 1674—1675. Шведенборгиане 1675—1676. Штундизм 1676—1679. Штундомолокане 1679. Штундохлысты 1679. Шэкеры 1680. Язычествующие 1680. Янсенисты 1680. Федосеевщина 1680—1681. Ферапевты 1681. Фомиты 1681».

О исихастах написано на 1622 стр., между Ирвингианами и Иаковитами, следующее:

«Исихасты (т. е. спокойные). Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия (ἡσοχία) приверженцы этого учения и получили свое название. Они преимущественно жили на Афонской горе. На Константинопольском соборе 1341 г. исихасты, покровительствуемые императором Андроником Палеологом Младшим и ревностно защищаемые Григорием Паламой, впоследствии архиепископий Фессалоникийским, одержали верх в прении о существе этого света с Варлаамом, Калабрским монахом (см. 570 стр.). Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению».

На 570 стр. находим следующее:

«ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ СВ. 40-цы Вторая неделя. Эту неделю св. Церковь называет неделею светотворных постов. В Богослужении ее, на ряду с сокрушением о греховном состоянии человека, живописно и умилительно изображаемым в церковных песнопениях, изъясняющих Евангельскую притчу о Блудном сыне, восхваляется пост, как средство к благодатному внутреннему озарению,—и в этом восхвалении предлагается новое побуждение к подвигу поста. Православное учение о посте, как средстве к благодатному озарению, с особенною силою раскрывается в воспоминании в эту неделю св. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского и чудотворца (см. 454 стр.). Св. Григорий известен, как обличитель ереси Варлаама, Калабрийского монаха, отвергавшего православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающимся видимо (напр., на Фаворе и Синае), и не допускавшего возможности достигнуть этого озарения молитвою и постом и другими подвигами самоотвержения 1). На созванном по поводу этой ереси (в 1341 г.) соборе в Константинополе Варлаам, ученик его Акиндин и прочие их соумышленники были осуждены за свое ложное учение. И в последующее время своей жизни св. Григорий ревностно боролся за православие, «не единожды», но «многажды и многими» своими вдохновенными речами и писаниями опровергая учения и сочинения лукавых последователей Акнидина и Варлаама. За этот свой подвиг на пользу св. Церкви, а также за исповедничество и мученичество за веру и паству Христову, за святость своей строго подвижнической жизни и глубокую назидательность для всех подвижников своих творений св. Григорий и прославляется».

Общеизвестно, что свт. Григорий был не только защитником исихастов, но и сам бы одним из них, и более того, на тот момент именно он и являлся их вождём. Но если исихазм ересь, то как же тогда глава этого движения не только не еретик, но и святой, при чём прославленный, получается, именно за ересь?  Однако же Сам Христос сказал, что невозможно служить Богу и маммоне, и, тем более, невозможно быть еретиком и проповедовать при том истину! И как  мнение исихастов может считаться вздорным, если тот самый нетварный свет, которые видели св. апостолы на г. Фавор, видели и исихасты? А если их состояние было прелестью, так же не в прелести был и сам святитель? А о том, что исихасты пребывали в прелести сказано прямо: «Так называлось в Греции в XIV в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самою странною мечтательностью». Странная мечтательность у монашествующего подвизающегося в телесных трудах, посте и молитве, это что иное, если не прелесть бесовская? Тем не менее, люди, пребывающие в прелести бесовской, сумели отстоять истину, а их вождь прославлен Церковью как святой!

Как же всё это понять? То, что свт. Григорий Палама сразу и святой и ересиарх? Ныне широко известно такое понятие, как «окно Овертона», метод манипуляции человеческим сознанием, непрямым воздействием на него, вследствие чего недопустимое воспринимается со временем как допустимое. Разумеется, что метод этот придумал не Овертон, и он стар как наш мир, и создатель его сам диавол, который «овертонить» начал ещё в Эдемском саду. Тоже мы видим и здесь. Если автора обвинят в непризнание святости Григория Паламы, он возмутится, и сошлётся на текст, где эта святость признаётся. Если же спросят про исихастов, почему они еретики, то скажет, потому что предавались «странной мечтательности», и что учение их ныне забыто, чего не могло бы быть, когда оно было бы истинным. Конечно, доказать то, что учение исихастов не было забытым, и о нём помнят и сегодня, можно, только ведь для этого придётся писать целую книгу, которою надо будет еще признать и вероучительной. Таким образом, с формальной стороны дела автор защищен, тем более, что книгу свою он опубликовал с одобрения самыой высокой тогдашней церковных власти, которая называлась в то время Святейший Синод.  И потому яд сомнения в непогрешимости Православного вероучения оказался влитым в головы десятков тысяч священнослужителей, у которых эта книга лежала на столе…

Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments