Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Дух Святой и Имя Божие

«Если Дух Святой не тварь, то и Имя Божие Сам Бог», именно такой вывод  следует из сказанного св. Василием Великим в 5-й книге его труда «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия», который учил, что Дух Святой, как и Сын Божий, твари. При этом, утверждал Евномий, Сын есть творение Отца, а Дух Святой творение Сына. Ниже приводится текст из главы «Об отпущении грехов»:

«Богу свойственно отпущать грехи, как сам Он говорит о сем: «Аз есмь заглаждаяй грехи твоя» (Иса.43, 25); и еще: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: Аще же будут яко червленое, яко волну убелю» (Иса. 1, 18). А когда Бог, Божий Отрок, Иисус отпустил грехи расслабленному, сказав: «чадо, отпущаются тебе греси твои»: тогда иудеям, которые не признавали Его Богом, показалось, что Он говорит хулу, и они сказали: "Сей хулит" (Матф.9,3); никому не возможно отпущать грехов, кроме единого Бога (Марк.2,5.7). Господь же, дунув на святых Апостолов, сказал: «приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им» (Иоан.20,22.23). Поэтому, если никто не может отпущать грехов, так как сие никому не принадлежит, кроме единого Бога, а Дух Святый отпущает грехи чрез Апостолов; то Дух Святый есть Бог, и имеет одно и то же действование с Отцем и Сыном.«Научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»(Матф. 28, 19), то есть, язычников уверовавших и наученных повелевает крестить во имя Троицы. А Петр иудеям, которые согласились на смерть Христову и раскаивались в этом, сказал: каждый из вас, братия, да покается в грехе своем и в пути лукавом, и «крестится во имя Господа Иисуса», и спасется (Деян.2, 38.): потому что Сын может «банею пакибытия» (Тит. 3, 5) произвести то же, что производят Отец и Дух. Господь же повелел Апостолам «ждати обетования Отца, еже слышасте: яко Иоанн убо крестил есть в покаяние, вы же имате креститися Духом Святым» (Деян.1,4.5). Поэтому, если Дух Святый может производить в Апостолах то же, что имя Отца и Сына производит в уверовавших из язычников, и имя Господа Иисуса – в раскаявшихся иудеях (ибо никто не скажет, что бы Апостолы менее уверовавших из язычников прияли благодати крещения, потому что они прияли благодать в Духе Святом); то почему же Дух, имея то же действование с Отцем и Сыном, не имеет с Ними той же сущности?»

Опровергая лживое учение Евномия, святой ссылается на то, что Господь Сам подтвердил делом, что Он Бог, когда отпустил сначала грехи расслабленному, а затем и исцелил его. Однако, Господь Иисус, когда давал апостолам власть отпускать грехи, сказал, что грехи они будет отпускать Духом Святым, для чего и произнёс «приимите Дух Свят». Но из этого следует, что Дух Святой такой же Бог, как и сам Сын Божий, и «имеет одно и то же действование с Отцем и Сыном», в доказательство чего приводит данную апостолам заповедь крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В данном случае же, исходя из учения русских афонских имяславцев, интересно  вот ещё что. Защищая Божество Духа Святаго от хулы Евномия, святой напоминает слова апостола Петра, обращенные к иудеям, одобрявшим казнь Христа, о необходимости для них, ради прощения соучастия в грехе богоубийства, крестится «во имя Господа Иисуса».  Но из этого вытекает вывод, что и имя «Иисус» производит тоже действие, что и Сын, и Отец и Дух Святой, как и общее им имя пресвятой Троицы.  Но ведь в этом и суть учения имяславцев, для которых имя Божие это совсем не звуки, а то, что действует в этих звуках, т.е. Сам Бог, и что именно это действие Его есть Он Сам.
Tags: имяславие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments