Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Св. Василий Великий о Имени Божьем

Из труда св. Василия Великого «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия», кн.1 стр. 37-38, репринтное издание, по изданию «Москва в типографии августа Семена 1846» :

«Бог и святым Своим, Аврааму, Исааку и Иакову, именоваться Богом которых, по причине совершенства их во всякой добродетели, как нечто преимущественное и приличное Своему величию, предпочитал Он, Сам Себя называя Богом Аврамовым, Богом Исаковым и Богом Иаковлевым (ибо говорит: « сие Мое есть имя вечное и память родом родов» Исход. 3, 15), - Бог  и им не явил Своего имени, а тем паче не открыл Своей сущности, что она такое. Ибо говорит: «Аз Господь: и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый  их, и имени Моего не явих им (Исх. 6, 3)*, - не явил по тому, очевидно, что оно выше, нежели сколько может вместить человеческий слух.

Но видно Евномию Бог показал не только имя, но и сущность Свою. И столь великую тайну, не явленную никому из святых, Евномий обнародывает, пиша в книгах, и  без осмотрительности изрекает всем людям! И уготованное нам по обетованиям – выше всякого человеческого ведения (1. Кор. 2,9), и «мир Божий превосходит всяк ум (Фил. 4,7). А он не допускает, что сама сущность Божия выше всякого ума и выше человеческого ведения».

*В современном издании Библии, репринтном, взятом с дореволюционного издания, в Исх. 6,2-3 написано: «Аз Господь: и явихся Аврааму, и Исааку, и Иакову, Бог сый  их, и имени Моего Господь  не явих им». Однако же св. Василий Великий один из трёх лиц, названных Вселенскими учителями, и потому не доверять  ему нет оснований. Когда бы тут у него была ошибка, Евномий обязательно бы указал на неё, поскольку ответил на «Опровержение». Святой не отвечал Евномию, поскольку умер к тому времени, за него это сделал св. Григорий Нисский, который, очевидно, был согласен с толкованием этого места.

Мысль у святого такая – Бог именуется человеческими именами, и в данном случае, на просьбу Моисея открыть Его имя отвечает, что это имя – «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».  Что же касается Его собственного Имени, учит святой, оно «выше, нежели сколько может вместить человеческий слух». Но неужто же собственное Имя Божие сводится только к звукам?  Но тогда оно бессмысленно, как всякие неосмысленные звуки. Осмысливает же звуки то значение, которым их наделяет говорящий, и в данном случае, такое значение есть Сам Бог, Который в звуках не нуждается.  И именно потому, что собственное Имя Божие есть Он Сам, оно и не может быть выражено во всей Его полноте никакими звуками, которые мог бы воспринять человек.
Tags: имяславие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments