Геронтий (gerontiey) wrote,
Геронтий
gerontiey

Category:

Имяборчество как несторианство

На связь имяборчества и несторианства обратил внимание о. Антоний (Булатович) в своей книге «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус»:

«В № 6-м «Русского Инока» инок Хрисанф считает Имя Иисус лишь относящимся к человечеству во Христе [14]. Но что же есть такое учение, как не разделение Христа на два лица – Божеское и человеческое, с приписыванием каждому лицу особого имени: Божескому – Сын Божий и других, а человеческому – Иисус! Но возможно ли допустить такое разделение имен?»


Под сноской №14 читаем:

[14] Инок Хрисанф. Рецензия на сочинение схимонаха о. Илариона, называемое: «На горах Кавказа» // Русский Инок. 1912. № 6, с. 50-60.

Возникло желание более подробно ознакомиться с текстом «Рецензии» инока Хрисанфа, касающегося обвинения его  в несторианстве.  Рассмотрению предлагаются следующие отрывки из названной работы инока Хрисанфа:


«И нисколько не высказывается в приведенном изречении Каллиста и Игнатия, что для творящих молитву «имя Иисус есть как бы Сам Господь Иисус Христос», как выставляет это автор.
И такое свое убеждение почему же он не присваивает и прочим воззваниям в молитве Иисусовой, а только одному имени Иисус, тогда как в означенном изречении святых отцов те воззвания имеют даже как бы более значения перед одним именем Иисус? И действительно, перед этим именем преимущество бы следовало давать воззванию «Сыне Божий», ибо оное обозначает Божественную Ипостась Спасителя и значится за Ним прежде век, всего сотворенного Богом, а имя Иисус наречено Сыну Божию напоследок – при воплощении Его на земле».

В данном случае не ставится целью рассмотреть все обвинения Хрисанфа в адрес о. Илариона, которые ни на чём не основаны, но только обращается внимание на то, как он умаляет имя «Иисус» в сравнении с прочими именами. По его мнению это имя, раз оно наречено Сыну Божьему при воплощении,  тогда не обозначает Божественную Ипостась, и получается, что относится только к человечеству! Но это разве не несторианство? Впечатление от проповеди несторианства только усиливается при прочтении следующего места:

«Автор говорит: «Достопоклоняемое величие имени Иисус и его несравнимое превосходство, небесная высота и воистину Божественное достоинство показаны в словах апостола Павла. Что как для Сына Божия равенство с Богом Отцом не было похищением Божеской чести, то и “дарова Ему имя, еже паче всякаго имени, да о имени Иисусове всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних” (Флп. 2, 9–10)». На основании этих слов автор делает заключение: здесь как поклонение и исповедание, так и имя Его и Сам Он, Господь Иисус Христос, представлены апостолом в одном совокупном положении нераздельно. Но такое смешение Божеского, человеческого и номинального (разумея имя Христово) во единое и нераздельное положение вовсе не высказывается в приведенном изречении апостола».

Опять же, отвлекаясь от  вопроса о номинальности имени «Иисус», хочу только обратить внимание на то, что Хрисанф прямо уже отрицает нераздельность человечества и Божества во Иисусе Христе, тем более, что ранее он уже высказался о том, что имя «Иисус» не обозначает Божественную Ипостась. Но их этого следует, что о. Антоний был прав, когда писал:

« Возможно ли допустить, чтобы при нераздельном соединении двух естеств в одной ипостаси Имя Иисус не относилось бы до обоих естеств Богочеловека? Может ли быть то, чтобы имя лица относилось не до всех свойств этого лица? Нам известно, что по вознесении на небо человечества Христова и седении одесную Отца не произошло прилога в трисвятом пении, и трисвятая песнь продолжает равно быть воспеваемой как Божеству, так и человечеству Христову. Итак, возможно ли быть тому, чтобы Имя Иисус относилось только до человечества Христова, а не и до Божества Его? Святая Церковь в акафисте Сладчайшему Иисусу поет: «Все естество ангельское безпрестани славит Пресвятое Имя Твое, Иисусе, на небеси, Свят, Свят, Свят, вопиюще». – Слышите ясное свидетельство Церкви, что ангелы возносят трисвятое пение о пресвятом Имени Господнем Иисус? До какой же степени противоположно этому свидетельству Церкви новое учение имеборцев, которые говорят о Имени Иисус, что оно есть «имя, меньшее всякого имени, и относится лишь до человечества Христова»!».

В самом деле, если Хрисанф верит православно, то почему же он тогда отказывается относить имя «Иисус» как к человечеству, так и Божеству, поскольку ведь одно Лицо Тот, Кто и Бог и Человек? Но, если Хрисанф исходит из того, что и человечество и Божество существуют в двух лицах, тогда всё становится на свои места!
Tags: имяславие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments